Петрунин Юрий Юрьевич
доктор философских наук
В 1998 году защитил докторскую диссертацию на тему «Философский анализ проблемы искусственного интеллекта» в МГУ имени М.В. Ломоносова.
На факультете работает с 1990 года, в должности профессора — с 2000 года.
Участие в советах, рабочих группах, проектах и редколлегиях других журналов:
- Член диссертационных советов МГУ.22.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 22.00.08 — Социология управления (социол. науки) и МГУ.08.03 по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экон. науки).
- Член Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований.
- Член Ученого совета ФГУ.
- Член Российской ассоциации этики бизнеса и КСО.
- Член Европейской ассоциации этики бизнеса (European Business Ethics Network).
- Заместитель главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество)».
- Член редколлегии журнала «Нейрокомпьютеры: разработка, применение»
- Член редколлегии журнала «Безопасность цифровых технологий».
В сферу научных интересов входят эконометрика, социология управления, этика государственной и муниципальной службы, этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность, искусственный интеллект и нейрокомпьютинг.
Автор монографий «Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук» (2010), «Нейрокомпьютерная парадигма и общество» (2012), «Лидерство, деловая этика и антикризисное управление (2013), «Реформы управления футболом в фокусе эконометрики и искусственного интеллекта» (2021).
Лучшая книга года - 2019 в номинации "Учебник XXI века" за линейку учебников по обществознанию для средней школы.
-
Оценка реформы управления советским футболом 1959 г.Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 4. c.3-30подробнее767
-
В статье анализируются причины и результаты реформы управления советского футбола 1959 г. Внимание сосредоточено на конкретных организационных мерах реформирования национального первенства. Использование эконометрических моделей, построенных на опыте советского футбола 1960–1990 гг., показало, что нововведения носили, в основном, положительный характер и стали одной из причин успехов сборной СССР в первой половине 1960-х гг. Неудачи советской команды в 1970-х гг. во многом обусловлены отказом от принципов реформы. Применение методов искусственного интеллекта подтвердило выводы эконометрического анализа, и позволило надежно оценить международные результаты советского футбола во второй половине 1950-х гг., влекущие необходимость реформы.
Ключевые слова: история советского футбола; эпоха Хрущева; реформа управления советским футболом 1959 г.; междисциплинарный подход; эконометрика; искусственный интеллект
-
-
Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революцииВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. c.3-22подробнее624
-
Предметом исследования в статье является образование как динамическая система, как институт социализации, функционирующий в исторически конкретном социокультурном контексте. Целью исследования является определение базовых характеристик системы образования, соответствующей потребностям современного общества. В исследовании применялась трансдисциплинарная методология, основанная на принципах системности, эволюционизма, историзма, диалектики и общенаучных методах. Базовой гипотезой исследования является понимание образования как технологии программирования общественного сознания, как процесса производства человека, востребованного исторически конкретным обществом.
В системе образования вырабатываются и апробируются техники формирования определенного образа мира и человека, значимого для общества в целом, артикулируются принципы идентификации индивидов. Реформы в образовании инициируются историческим вызовом, новациями в экономике и политике, ответ на который невозможен без перестройки общественного сознания. В этих условиях школа становится своеобразной лабораторией социальных экспериментов, тестирующих значимость влияния возникающих новаций на общество, возможность и риски ответа. На основе анализа образования в проекте Просвещения индустриального общества в статье выявлены основания для построения модели современного образования, обозначены факторы, определяющие необходимость реформирования высшей и средней школы, изменения педагогической практики.
Ключевые слова: образование, университет, образовательная среда, социальный отбор, научное сообщество, образовательная политика, национальная система образования, проект Просвещения, рациональность, креативность
-
-
Критическое осмысление концептуальных подходов к анализу бизнес-моделейВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. c.3-21подробнее671
-
В статье выявлены причины возрастания интереса исследователей к бизнес-моделям и отмечено определенное совпадение их мнений в подходах к анализу моделей бизнеса. Показано, что инновации, трансформирующие модель бизнеса, являются более важным источником конкурентного преимущества по сравнению с продуктовыми инновациями. Обобщены наиболее используемые подходы к анализу бизнес-моделей и выявлен их общий недостаток. Выделены две группы критериев, которые необходимо принимать во внимание для правильной идентификации стратегических бизнес-единиц и разработки для каждой из них своей стратегии. В работе доказывается, что отправным моментом при формировании бизнес-модели является выбор конкурентной стратегии (в статье на этом сделан акцент), показана взаимосвязь бизнес-стратегии и бизнес-модели. Приведены работы, раскрывающие различные подходы к разработке конкурентных стратегий, значительная часть которых не присутствует в научном обороте в том объеме, которого заслуживает. Акцентировано внимание на важности учета при формировании бизнес-модели критических (ключевых) факторов успеха.
Ключевые слова: бизнес-модель, конкурентная стратегия (бизнесстратегия), стратегическая бизнес-единица (СБЕ), конкурентное преимущество, базовые стратегии конкуренции, критические (ключевые), факторы успеха
-
-
Служебный роман в восприятии будущих управленцевВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2021. № 3. c.3-22подробнее732
-
В статье исследуется восприятие служебного романа студентами, обучающимися по специальности «государственное и муниципальное управление», на основе социологического опроса 2018–2019 гг. Полученные данные анализируются в программах Statistica и WIZWHY методами непараметрической статистики и искусственного интеллекта. В исследовании обнаружены статистически значимые влияния пола, опыта работы, возможного властного статуса респондента на восприятие служебного романа. Для респондентов-женщин в восприятии служебного романа преобладают осторожно- консервативные, организационно-центристские ощущения и оценки. Принадлежность респондента к сотрудникам (не руководителям), также как и наличие опыта работы, сопровождается склонностью к либеральному, человеко-центристскому восприятию служебного романа, его моральной оправданности. Принадлежность женщины к руководителям увеличивает осознание важности гендерных различий на работе/службе. Также отмечается небольшое отличие полов при восприятии респондентами женской дискриминации на работе.
Ключевые слова: служебный роман, этика госслужбы, деловая этика, студенты-управленцы, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, факторы восприятия профессиональных проблем, гендер, анализ данных, искусственный интеллект, «если-то» правила, Statistica, WIZWHY, деревья решений
-
-
Концептуальные основания формирования конкурентных преимуществ компаний в рамках рыночного и ресурсного подходовВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2021. № 4. c.49-68подробнее630
-
Статья посвящена интерпретации концептуальных подходов (рыночного и ресурсного) к формированию конкурентных преимуществ компаний. Сформулированы ключевые признаки классической бизнес-среды, и предпосылки, на которых базируются рыночный и ресурсный подходы. Выявлены различия между двумя противоположными подходами к конкуренции (по Портеру) — «быть лучшим» или «быть уникальным». Показана ограниченность подхода «быть лучшим», и доказано, что за уникальность (товара или способа) отвечает стратегия, а достигается уникальность за счет инноваций. Обращено внимание на то, что стратегический выбор компании осуществляют одновременно в пространстве результатов и пространстве рисков, поэтому это может привести как к успеху, так и к поражению (в этом и состоит суть стратегического парадокса). И сделан вывод, что чем более экстремальных (крайних) стратегий придерживается компания, тем больший стратегический риск она на себя принимает и это может привести как к получению большой прибыли, так и закончиться банкротством. Приведено обоснование Майкла Рейнора, что компании, стремящиеся избежать риска (реализующие гибридные стратегии) делают выбор в пользу более низкой прибыли (в пользу заурядности), но это утверждение в ряде случаев не находит подтверждения в реальности. Доказано практикой, что если компании удается быстро переходить с одной волны конкурентного преимущества на другую, то она может длительное время сохранять устойчивое конкурентное преимущество, представлен алгоритм такого перехода.
Ключевые слова: конкурентное преимущество, традиционные рынки, рыночный подход, ресурсный подход, стратегический выбор, стратегический парадокс, гибридные стратегии
-
-
Возможна ли общая теория управления? Размышляя над книгой В.И. Маршева «History of Management Thought. Genesis and Development from Ancient Origins to the Present Day»Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022. № 2. c.24-35подробнее656
-
Статья посвящена историко-управленческой концепции профессора В.И. Маршева, в итоговом виде воплощенной в его работе 2021 года «History of Management Thought. Genesis and Development from Ancient Origins to the Present Day». Выделяются философско-методологические, эпистемологические и жанровые особенности данной книги. Подробно анализируется поставленная историей управленческой мысли проблема демаркации данного научного направления, соотношения различных управленческих дисциплин: менеджмента, государственного управления, кибернетики, исследования операций и др. В статье предлагается и обосновывается сетевая модель предметного поля общей науки управления.
Ключевые слова: история управленческой мысли; В.И. Маршев; проблема демаркации; управленческие науки; общая теория управления
-
-
Развитие концепции социального искусственного интеллектаВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 1. c.93-112подробнее753
-
Исследования в области искусственного интеллекта (ИИ) выявили ряд концептуальных недостатков и рисков разработанных когнитивных моделей и алгоритмов ИИ при применении их в разнообразных сферах деятельности. Это, в частности, непрозрачность, непроверяемость логики рассуждений и выводов ИИ, недружественность по отношению к человеку, и, как следствие, недоверие человека к результатам работы ИИ. Недоверие между искусственным и естественным интеллектами ведет к снижению эффективности как ИИ, так и его взаимодействия с человеческим интеллектом. В качестве преодоления данного кризиса непонимания была предложена концепция социального искусственного интеллекта (СИИ), которая включает в себя не только когнитивные аспекты интеллекта, но и социальные (совместно с эмоциональными). В статье подводятся итоги тридцатилетнего развития концепции СИИ, выделяются современные проблемы моделирования и изучения СИИ.Ключевые слова: искусственный интеллект; социальный искусственный интеллект ; общий искусственный интеллект; социальные вычисления; интернет вещей; эпистемологически-антропный шовинизм
-
-
Взаимодополняющая команда топ-менеджеров как ключевой актив компании в контексте теории И. АдизесаВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 3. c.3-19подробнее409
-
Актуализация темы взаимодополняющих команд вызвана усложнением среды бизнеса, требующей перехода от единоличного руководства к совместному лидерству, способному обеспечить результативность и эффективность деятельности компании как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Выявлены основные недостатки учебных программ обучения менеджменту, не позволяющие сформировать у выпускников представление о компании как сложной системе. Представлены концептуальные различия, которых следует придерживаться при обучении менеджменту: а) собственников и топ-менеджеров, б) функциональных специалистов. Выделены и подробно исследованы основные функции менеджмента, которые хотя и являются взаимодополняющими, однако между ними существует конфликт в краткосрочном периоде. Показано, что качественная подготовка менеджеров предполагает составление кода управленческого стиля, для того чтобы выявить их сильные стороны и предпочтения. Дана интерпретация двух видов и трех направлений интеграции (по И. Адизесу) людей в сплоченную команду. Сделан вывод о том, что в связи с увеличением скорости и взаимозависимости изменений компании сталкиваются все с более сложными проблемами. В их своевременном решении должны одновременно принимать участие люди, обладающие знаниями из различных областей, что возможно только в том случае, если организации удается создать взаимодополняющую команду
топ-менеджеров.Ключевые слова: взаимодополняющая команда; функции менеджмента; типы менеджеров; стили управления; код управленческого стиля; виды и направления интеграции людей
-
-
Интеграция математических методов и цифровых технологий как основа создания комплекса фундаментальных курсов в подготовке современных управленческих кадровВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 1. c.139-167подробнее337
-
Цифровая трансформация государственного управления требует существенного изменения подготовки студентов по направлению «государственное и муниципальное управление» (ГМУ), владеющих широким спектром цифровых компетенций. Фундаментом формирования
цифровых компетенций являются базовые и специальные дисциплины
математики и информатики. Цель данной статьи — определить оптимальную траекторию обучения студентов для получения необходимых компетенций. Для этого в статье последовательно рассматриваются и решаются задачи выявления сущности цифровых компетенций (1), специ-
фики обучения математике и информатики студентов по направлению ГМУ (2), определения взаимодействия этих курсов с другими курсами по специализации ГМУ (3), их содержания, объема и последовательности (4). Выводы и предложения основываются на обобщении обширного опыта
МГУ имени М.В. Ломоносова, одного из первых вузов России, открывших обучение по направлению ГМУ, на анализе отечественной и зарубежной литературы, а также нормативных документов, регулирующих цифровую трансформацию государственного управления.Ключевые слова: государственное и муниципальное управление; образовательные программы; математика для гуманитариев; математические методы для управленцев; информатика для управленцев; искусственный интеллект; большие данные; цифровая трансформация государственного управления
-