Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции
Аннотация
Предметом исследования в статье является образование как динамическая система, как институт социализации, функционирующий в исторически конкретном социокультурном контексте. Целью исследования является определение базовых характеристик системы образования, соответствующей потребностям современного общества. В исследовании применялась трансдисциплинарная методология, основанная на принципах системности, эволюционизма, историзма, диалектики и общенаучных методах. Базовой гипотезой исследования является понимание образования как технологии программирования общественного сознания, как процесса производства человека, востребованного исторически конкретным обществом.
В системе образования вырабатываются и апробируются техники формирования определенного образа мира и человека, значимого для общества в целом, артикулируются принципы идентификации индивидов. Реформы в образовании инициируются историческим вызовом, новациями в экономике и политике, ответ на который невозможен без перестройки общественного сознания. В этих условиях школа становится своеобразной лабораторией социальных экспериментов, тестирующих значимость влияния возникающих новаций на общество, возможность и риски ответа. На основе анализа образования в проекте Просвещения индустриального общества в статье выявлены основания для построения модели современного образования, обозначены факторы, определяющие необходимость реформирования высшей и средней школы, изменения педагогической практики.
Литература
Алексеев А.Ю. Проблема другого в компьютерных коммуникациях // Философские науки. М., 2008. № 6. С. 114–136.
Алексеев А.Ю. Трудности и проблемы проекта искусственной личности // Полигнозис. М., 2008. № 1. С. 20–44.
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.
Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. 2007. М., ИД Стратегия-Центр. 272 с.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. М., Гуманитарный центр. 2018. 536 с.
Кастельс М. Власть коммуникаций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2016. 565 с.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 134–143.
Кудина М.В., Сухарева М.А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. С. 285–306.
Логунова Л.Б. Наука в эпоху глобальных технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21.Управление (государство и общество). 2013. № 4. С. 58–81.
Логунова Л.Б. Деятельностная парадигма личности в эпоху становления электронной культуры // Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences. 2018. 2 (1). С. 47–60.
Макаров В.Л. Искусственные общества и будущее общественных наук // Избранные лекции СПб. ун-та. Вып. 99. Изд-во СПбГУП, 2009. 40 с.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
Нариньяни А. С. Э-HOMO — два в одном (Homo Sapience в ближайшей перспективе) // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / Под ред. Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ. 2005. С. 259–273.
Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект как проблема современной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1994. № 2. С. 28–34.
Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. М.: КДУ, 2006. 224 с.
Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: ключ к будущему? // Философские науки. 2018. № 4. С. 96–113.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46–52.
Пригожин И. Конец определенности. Время, Хаос и Новые Законы Природы. М., НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». 2001.
Талер Р. От Homo economicus к Homo sapiens // Логос. 2014. № 1 (97). С. 141–154.
Талеб Н. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. М., Азбука-Аттикус. 2018. 384 с.
Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., Азбука. 2018. 736 с.
Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М., Эксмо. 2017. 368 с.
Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., АСТ. 2010. 41 с.
Фулер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. М., РАНХиГС. 2018. 384 с.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 2016. 140 с.
Поступила: 12.10.2019
Принята к публикации: 12.11.2019
Дата публикации в журнале: 12.12.2019
Ключевые слова: образование, университет, образовательная среда, социальный отбор, научное сообщество, образовательная политика, национальная система образования, проект Просвещения, рациональность, креативность
Доступно в on-line версии с: 30.12.2019
-
Для цитирования статьи: