ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Концептуальные основания формирования конкурентных преимуществ компаний в рамках рыночного и ресурсного подходов

Концептуальные основания формирования конкурентных преимуществ компаний в рамках рыночного и ресурсного подходов

Аннотация

Статья посвящена интерпретации концептуальных подходов (рыночного и ресурсного) к формированию конкурентных преимуществ компаний. Сформулированы ключевые признаки классической бизнес-среды, и предпосылки, на которых базируются рыночный и ресурсный подходы. Выявлены различия между двумя противоположными подходами к конкуренции (по Портеру) — «быть лучшим» или «быть уникальным». Показана ограниченность подхода «быть лучшим», и доказано, что за уникальность (товара или способа) отвечает стратегия, а достигается уникальность за счет инноваций. Обращено внимание на то, что стратегический выбор компании осуществляют одновременно в пространстве результатов и пространстве рисков, поэтому это может привести как к успеху, так и к поражению (в этом и состоит суть стратегического парадокса). И сделан вывод, что чем более экстремальных (крайних) стратегий придерживается компания, тем больший стратегический риск она на себя принимает и это может привести как к получению большой прибыли, так и закончиться банкротством. Приведено обоснование Майкла Рейнора, что компании, стремящиеся избежать риска (реализующие гибридные стратегии) делают выбор в пользу более низкой прибыли (в пользу заурядности), но это утверждение в ряде случаев не находит подтверждения в реальности. Доказано практикой, что если компании удается быстро переходить с одной волны конкурентного преимущества на другую, то она может длительное время сохранять устойчивое конкурентное преимущество, представлен алгоритм такого перехода.

Литература

Годин С. Это маркетинг: о чем стоит задумываться каждому маркетологу, который хочет стать No 1. Москва: Эксмо, 2021.

Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М.: Альпина Паблишер, 2017.

Исаева А.Э., Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Критическое осмысление концептуальных подходов к анализу бизнес-моделей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2020. No 1. С. 3–21.

Келлер С., Прайс К. Больше, чем эффективность: Как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке. М.: Интеллектуальная Литература, 2020.

Ким Чан В., Моборн Р. Переход к голубому океану. За пределами конкуренции. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Коллинз Дж., Хансен М. Великие по собственному выбору. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

Коллинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. СПб.: Питер, 2018.

Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Маграт Р.Г. Конец конкурентного преимущества. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Облой К. Стратегия организации: В поисках устойчивого конкурентного преимущества. Минск: Гревцов Букс, 2013.

Остайчер Е. Масштабирование, или как заставить ваш бизнес расти. М.: 1000 бестселлеров, 2019.

О`Ши К. Феномен ZARA. Москва: Эксмо, 2020.

Пизано Г. Креативное созидание: Системный подход к инновациям в крупных компаниях. М.: Альпина Паблишер, 2020.

Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание. М.: «И.Д. Вильямс», 2010.

Портер Е.М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 72–86.

Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 

Пурлик В.М. Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса: монография / Москва: Издательство Юрайт, 2020. 

Рейнор М. Стратегический парадокс. М.: Издательство Юрайт, 2009. 

Ривз М., Хаанес К., Синха Дж. Стратегии тоже нужна стратегия. Практическое руководство для каждого бизнес-лидера в эпоху перемен. М.: Издательство «Э», 2016.

Сандермоен Ш. Организационная структура: Реализация стратегии на практике. М.: Альпина Паблишер, 2020.

Саймон С. Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке. Москва: Эксмо, 2020.

Таке г., Рамануджан М. Монетизация инноваций. Как успешные компании создают продукт вокруг цены. М.: Библиос, 2017.

Томпсон-мл. А., Питереф М., Гэмбл Дж., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: создание конкурентного преимущества. М.: ООО «И.Д. «Вильямс», 2015. Фейдер П. Клиентоцентричность: Отношения с потребителями в цифровую эпоху. М.: Альпина Паблишер, 2021.

Хоффман Р., Йе К. Блиц-масштабирование: Как создать крупный бизнес со скоростью света. М.: Альпина Паблишер, 2019.

Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

Харилло К.Х. Стратегическая логика: Логическая основа решения стратегических проблем бизнеса. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.

Энтони С., Джонсон М., Синфилд Дж., Олтман Э. Подрывные инновации. Как выйти на новых потребителей за счет упрощения и удешевления продукта. М.: Альпина Паблишер, 2018.

Brown Sh. L., Kathleen E. Competing on the Edge: Strategy as Structured Chaus. Boston: Harvard Business Reviev Press, 1998.

D`Aveni R.A., Gunther R.E. Hypercompetition: managing the dynamics of strategic maneuvering. NY, Toronto: The Free Press, 1994.

MacMillan I.C. Controlling competitive dynamics by taking strategic initiative // Academy of Management Executive. 1988. 2 (2).

MacMillan I.C. Seizing Competitive Initiative // The Journal of Business Strategy. 1982. 2 (4).

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 10.09.2021

Ключевые слова: конкурентное преимущество, традиционные рынки, рыночный подход, ресурсный подход, стратегический выбор, стратегический парадокс, гибридные стратегии

Доступно в on-line версии с: 30.12.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2021