ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Интеграция математических методов и цифровых технологий как основа создания комплекса фундаментальных курсов в подготовке современных управленческих кадров

Интеграция математических методов и цифровых технологий как основа создания комплекса фундаментальных курсов в подготовке современных управленческих кадров

Аннотация

Цифровая трансформация государственного управления требует существенного изменения подготовки студентов по направлению «государственное и муниципальное управление» (ГМУ), владеющих широким спектром цифровых компетенций. Фундаментом формирования
цифровых компетенций являются базовые и специальные дисциплины
математики и информатики. Цель данной статьи — определить оптимальную траекторию обучения студентов для получения необходимых компетенций. Для этого в статье последовательно рассматриваются и решаются задачи выявления сущности цифровых компетенций (1), специ-
фики обучения математике и информатики студентов по направлению ГМУ (2), определения взаимодействия этих курсов с другими курсами по специализации ГМУ (3), их содержания, объема и последовательности (4). Выводы и предложения основываются на обобщении обширного опыта
МГУ имени М.В. Ломоносова, одного из первых вузов России, открывших обучение по направлению ГМУ, на анализе отечественной и зарубежной литературы, а также нормативных документов, регулирующих цифровую трансформацию государственного управления.

Литература

Агаян Г.М., Григорян А.А., Сурин А.В., Шикина Г.Е. Исследование операций
в контексте теории и практики управления: прошлое, настоящее, будущее // Государственное управление Российской Федерации: повестка дня власти и
общества. Материалы ХVI Международной конференции (31 мая — 02 июня
2018). Университетская серия. М. 2019. Т. 1. С. 387–398.
Агаян Г.М., Григорян А.А., Шикина Г.Е. О формировании нового научного
знания в условиях кризиса // Вестник Московского университета. Серия 21.
Управление (государство и общество). 2018. № 1. С. 3–18.
Агаян Г.М., Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Об особенностях математической
подготовки по управленческим специальностям // Математическое образование. 2010. № 2 (54). C. 8–12.
Батяева Е.Х., Ким Т.В., Барышникова И.А., Салихова Е.Ю., Рогова Н.Р.,
Пржанова А.А., Николаева Т.Л. Проблемно-ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимущества // Медицина и экология. 2016. № 1 (78).
С. 115–122.
Бородкин Л.И. От информации к знанию: исторический контекст // Историческая информатика. М., 2022. № 1. С. 164–175.
Бухарин В.В. Компоненты цифрового суверенитета Российской Федерации как техническая основа информационной безопасности // Вестн.МГИМО-Университет. 2016. № 6 (51). С. 76–91.
Днепровская Н.В. Исследование перехода предприятия к цифровой экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 4 (106). С. 54–65.
Дудихин В.В., Шевцова И.В. Умное управление — управление с использованием искусственного интеллекта // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 81. С. 49–65.
Косоруков А.А. Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего в цифровом государственном управлении // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 1А. С. 62–73.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 134–143.
Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления // Государственное управление.
Электронный вестник. 2021. № 84. С. 256–276.
Палферова С.Ш., Сыротюк С.Д. Управление качеством формирования
компетенций на основе методов математического моделирования // Вестник
ВУиТ. 2022. № 1 (49). С. 92–102.
Петрунин Ю.Ю. Развитие концепции социального искусственного интеллекта // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 1. С. 93–112.
Таха Х.А. Введение в исследование операций. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
Фартышев А.Н. Количественные методы в российских геополитических
исследованиях // Полит. наука. 2022. № 4. С. 18–40.
Dneprovskaya N., Kang S.-B. C., Shevtsova I. Evolution of the Competencies to
Embrace Digital Technology for Sustainable Development // Extended Abstracts of
the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI EA ‘22).
Association for Computing Machinery. NY, USA, 2022. Article 461. Р. 1–8. https://
doi.org/10.1145/3491101.3519730
Скачать в формате PDF

Поступила: 09.12.2023

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление; образовательные программы; математика для гуманитариев; математические методы для управленцев; информатика для управленцев; искусственный интеллект; большие данные; цифровая трансформация государственного управления

DOI Number: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-139-167

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2024