Лившин Александр Яковлевич
доктор исторических наук
В 2004 году защитил докторскую диссертацию на тему «Общественные настроения в Советской России. 1917–1929 гг.».
В качестве ведущего эксперта участвовал в подготовке и проведении встречи министров труда и занятости стран «Большой восьмерки» в Москве, координируя работу большой международной группы экспертов всех стран, входящих в «G-8».
Участие в советах, рабочих группах, проектах и редколлегиях других журналов:
- Член диссертационного совета МГУ.07.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 — Отечественная история (ист. науки).
- Член международной редколлегии серии «Документы советской истории» — авторитетного многотомного издания ранее неизвестных архивных материалов.
- Член Европейской ассоциации изучения благотворительности.
- В течение нескольких лет является членом жюри ежегодного Всероссийского конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности».
- Является одним из разработчиков «Российской информационной системы по трудовым ресурсам».
- Член редколлегии журнала «Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право»
- Член редколлегии «Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество)».
- Член редколлегии журнала «Journal of Strategic Contracting and Negotiation» (США).
Активно занимается научной работой в области социальной и ментальной истории России в ХХ веке. Был одним из первых ученых, который начал разрабатывать проблематику общественных настроений и политических эмоций в Советской России на основании новых, ранее не известных науке исторических источников.
Вторым ведущим направлением научной специализации является изучение некоммерческого сектора, благотворительности и межсекторного взаимодействия.
-
Некоммерческие организации в системе межнациональных отношений: история и современностьВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 4. c.119-139подробнее684
-
Для понимания современной роли некоммерческих организаций в системе межнациональных отношений важно проанализировать исторический опыт общественного участия в формировании национальной политики в России. Целью данной статьи является выявление потенциала организаций гражданского общества в сфере гармонизации межнациональных отношений и участия в реализации государственной национальной политики, а одной из важных задач — на основе обращения к историческому опыту и его сопоставления с современными
явлениями, рассмотреть возможности и ограничения потенциала национально-культурных автономий. Для достижения исследовательских задач в статье используется историко-генетический метод, позволяющий выявить причинно-следственные связи процессов и явлений, а также методы классификации, позволяющие системно проанализировать механизмы
межсекторного партнерства. Особую популярность идея национально-культурной автономии как инструмента поддержания и гармоничного развития культурной идентичности «недоминирующих» этнических групп обрела в Австро-Венгрии и в России начала ХХ в. Возрождение этой концепции в наше время связано с тем, что НКА — исторически сложившийся и теоретически обоснованный «классический» принцип осуществления этнокультурного развития, не нарушающего политическое устройство и
территориально-административную структуру многонациональных государств. Однако созданные в соответствии с законом 1996 г. национально-культурные автономии неоднородны как по размеру, так и по потенциалу развития. В силу этой противоречивости, возможности гражданского общества в этнокультурной и этнополитической сфере реализуются не только в форме создания национально-культурных автономий, но и с использованием иных организационно-правовых форм. Некоммерческий сектор — это организационная и экономическая основа гражданского общества, именно в этом качестве он отражает многообразие общественных интересов. Роль некоммерческого сектора не сводится лишь к представительству интересов многообразных групп, включая национальные и конфессиональные группы, в публично-политическом пространстве.
Некоммерческие организации призваны решать конкретные проблемы общества, оказывать социальную помощь, предотвращать кризисы и помогать их разрешению. Именно в этом качестве они наиболее полезны в качестве инструмента гармонизации межнациональных отношений. Организации гражданского общества, в силу естественных ресурсных
ограничений, не могут эффективно решать проблемы межэтнических отношений без сотрудничества с государством и с бизнесом. Проблематика развития национальной культуры и национального наследия, социальной помощи и поддержки представителей различных этносов, общественного участия в деятельности органов власти по вопросам межэтнических отношений становится делом различных гражданских структур, вовлеченных в систему межсекторного социального партнерства.Ключевые слова: гражданское общество; национально-культурная автономия; межнациональные отношения; некоммерческая организация; этнокультурные организации; межсекторное социальное партнерство; национальная политика
-
-
Ассиметрия информации и оппортунизм субъектов: возможности институционального анализа в истории государственного управления в РоссииВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 1. c.3-29подробнее542
-
Основной исследовательской проблемой статьи является возможность применения некоторых концептов неоинституционального подхода к анализу истории развития системы государственного управления в России XIX — начала XX вв. и в позднесоветскую эпоху. Решение этой проблемы позволяет более глубоко понять общие закономерности в прошлом и настоящем. Методом исследования является анализ конкретных ситуаций, связанных с проявлениями асимметрии информации и оппортунизма субъектов управленческих взаимодействий. В статье рассматривается реакция чиновничества на Указ Александра I от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские советники». В качестве второго примера, иллюстрирующего проявление «правительственного оппортунизма», выбран период «Великих реформ» в России, третьей рассмотренной ситуацией стала разработка верховной
властью нормативных документов, обеспечивающих деятельность представительных органов власти, создаваемых в соответствии с положениями Манифеста 17 октября 1905 г. Кроме этого проанализированы проявления асимметрии информации и оппортунизма в ценообразовании на хлопок и в поведении региональных представителей власти в отношении кооперативов в период перестройки. Во всех проанализированных случаях обладание одной из сторон большей информацией приводило к росту недоверия между участниками взаимодействия, обычно — сторонниками реформ и противниками их проведения. В свою очередь, недоверие выливалось в оппортунистическое поведение субъектов в процессе выработки и реализации реформаторских планов. В конечном итоге, это приводило к попаданию в институциональные ловушки и закреплению негативных качеств институтов в процессе реформ.Ключевые слова: институциональная ловушка; асимметрия информации; оппортунизм; Указ «Об экзаменах на чин»; государственная служба; «Великие реформы»; Манифест 17 октября 1905 г.; Государственный Совет; Государственная Дума; перестройка; Верховный Совет СССР; Госкомцен СССР; производственный кооператив
-