Сотрудничество университетов и бизнеса: pro et contra
Аннотация
В статье проведен комплексный анализ потенциальных преимуществ и рисков, возникающих в процессе сотрудничества университетов и бизнеса, с позиций трех ключевых акторов — вузов, коммерческих компаний и государства. Преимущества и ограничения сгруппированы в рамках четырех категорий: финансово-экономические (получение или потеря дополнительного дохода и иных финансовых выгод/потерь от взаимодействия), организационные или административные (изменения в структуре организации, бизнес-процессах, использовании человеческого потенциала), связанные с основной деятельностью организации (качество реализации миссии организации), а также имиджевые (положение организации в рейтингах, узнаваемость бренда, деловая репутация). Анализ показал, что большое значение для успеха сотрудничества университетов и бизнеса имеют грамотная оценка располагаемых организациями ресурсов, осознание различий в корпоративной культуре, изучение успешного опыта реализации подобных проектов в прошлом, а также юридическое сопровождение данных взаимоотношений, позволяющее избежать многих рисков и негативных последствий в будущем.
Литература
Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / пер. с англ. С. Карпа. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии / пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТУСУР, 2010.
Карташов К.С., Авруцкая С.Г. Модель тройной спирали и возможности ее реализации в России // Успехи в химии и химической технологии. 2018. Т. 32. № 4 (200).
Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011.
Клюев А.К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1 (107). С. 96–110.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. С. 3–22.
Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Предпринимательский университет» как модель трансформации образовательных организаций: теоретические подходы и российский опыт // Философия образования. 2019. Т. 19. № 4. С. 5–19.
Морозова Н.В., Иванов В.В. Таланты — в бизнес: поддержка предпринимательских стратегий студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 126–135.
Овчинникова Н.Э. Взаимодействие региональных университетов с промышленностью: новые возможности бизнес-инкубирования // Вопросы управления. 2018. № 2 (51). С. 84–91.
Рыбакова Ю.В. Развитие бизнес-инкубаторов университета на базе концепции совместного создания ценности // Вестн. Удмуртского ун-та. Сер. Экономика и право. 2018. Т. 28. № 5. С. 661–671.
Сергеева Т.Л., Павлов А.А., Васильев В.Е. Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт // Вестн. института экономики и управления Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2018. № 3 (28). С. 68–74.
Сидорова А.А. Модели сотрудничества университетов и бизнеса в цифровую эпоху: преимущества и ограничения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 268–283. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10043. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2020/vipusk__78._fevral_2020_g./upravlenie_obrazovaniem/...
Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер. Экономика. 2019. Т. 27. № 2. С. 290–302. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302.
Сидорова А.А. Тенденции развития университета в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 72. С. 275–295. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-00028. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2019/vipusk__72._fevral_2019_g./upravlenie_obrazovaniem/...
Тарадина Л.Д., Ракитин А.А. Привлечение к управлению университетами руководителей из бизнеса: возможности и риски // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 (101). С. 44–50.
Тодосийчук А. О кадровом обеспечении инновационного развития российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 11. С. 20–30.
Труфанова И.С., Сухарев И.С. Анализ сотрудничества университетов и бизнеса в рамках региональной инновационной системы // Инновационные технологии в образовательной деятельности. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (сборник). 2017. С. 121–126.
Туменова С.А., Кандрокова М.М. Экономика знания как новая парадигма развития: тенденции, факторы, приоритеты // Известия КабардиноБалканского научного центра РАН. 2016. № 6 (74). С. 197–203.
Davey T., Meerman A., Galán-Muros V., Orazbayeva B., Baaken T. The State of University-Business Cooperation in Europe. Final Report. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2018. URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/1b03ee59-67a4-11e8-ab9c-01aa75ed7...
Galan-Muros V., Davey T. The UBC Ecosystem: Putting Together a comprehensive Framework for University-Business Cooperation // Journal of Technology Transfer, 2017. https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10961-017-9562-3
Sternberg R.J. What Universities Can Be: A New Model for Preparing Students for Active Concerned Citizenship and Ethical Leadership. Cornell University Press, 2016. Kindle Edition.
Stiglitz Joseph E. Creating a Learning Society: A New Approach to Growth, Development, and Social Progress (Kenneth Arrow Lecture Series). Columbia University Press, 2014.
Поступила: 12.01.2021
Принята к публикации: 12.01.2021
Дата публикации в журнале: 12.01.2021
Ключевые слова: сотрудничество университетов и бизнеса, модель Тройной спирали, предпринимательский университет, экономика знаний, коммерциализация инноваций, трансфер технологий
-
Для цитирования статьи: