ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Высшее образование в цифровой экономике: перспективы применения блокчейн-технологий

Высшее образование в цифровой экономике: перспективы применения блокчейн-технологий

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития высшего образования в цифровой экономике, в частности — возможностям применения блокчейн-технологий в университетах. Распространение современных информационных технологий оказывает серьезное влияние на сущность процессов, в которые они внедряются, вызывая вследствие этого изменения в организационной структуре, регламентах исполнения функций, структуре должностей, а также квалификационных требованиях. В этой связи представляется актуальным провести анализ блокчейна — технологии, являющейся новой для сферы образования и обладающей, по мнению ряда экспертов, высоким потенциалом. В статье рассматривается механизм блокчейн-обучения, основные компоненты блокчейна в образовательном процессе вуза, а также дается подробный анализ преимуществ и рисков применения данных технологий. Главными преимуществами блокчейна являются децентрализованное хранение данных и невозможность их изменения или удаления, что является особенно актуальным ввиду нарастания объема данных, ускоренного массовым переходом на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19. Ограничениями применения блокчейн-технологий являются: проблемы, связанные с обеспечением безопасности применения блокчейна (с технологической точки зрения), недостаточная информированность общества о сущности блокчейна, а также часто возникающее его негативное восприятие (вследствие ошибочного приравнивания данной технологии исключительно к майнингу и операциями с криптовалютой). Вместе с тем, применение блокчейна в вузах представляется перспективным, ввиду общей тенденции цифровизации образования и развития цифровых образовательных организаций (организаций, в которых посреднические структуры заменяются алгоритмами и информационными системами), однако на данном этапе оно будет ограничено отдельными сферами, связанными с организацией хранения большого массива данных.




Литература

Баленко Е., Посыпкина А. В России предложили менять законодательство с помощью big data, а также регулировать «цифровой след» (12.06.2020) — https://pro.rbc.ru/news/5d6d2d529a7947132a5e7213

Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Big Data и экономическая кибернетика // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. No 63. С. 43–66. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk__63._avgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf

Воронов М.П., Часовских В.П. Blockchain — основные понятия и роль в цифровой экономике // Фундаментальные исследования 2017. No 9. С. 30–35.

Зубарев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестн. ТОГУ. 2017. No 4 (47). С. 177–184.Колесник А.П. Социальные системы в цифровой экономике // Стратегии бизнеса, 2018. No 1 (45). С. 3–11.

Косоруков А.А. Роботизация в контексте цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. No 11 (51). С. 2388–2397.

Кузнецова В.П., Бондаренко И.А. Блокчейн как инструмент цифровой экономики в образовании // Journal of Economic Regulation. 2018. T. 9. No 1. С. 102–109.

Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О проблемах информатизации в бюрократических системах и развитии общегосударственных информационных систем // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. No 80. С. 22–48. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2020/vipusk__80._ijun_2020_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/kupryas- hin_schramm.pdf

Литвин А.А., Коренев С.В., Князева Е.Г. Современные возможности использования технологии блокчейн в системе образования // Развитие образования. 2020. No 3 (9). С. 107–114.

Просвирина И.И., Тащев А.К. Экономика знаний и современные тенденции использования труда в России // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Том 8. No 1. С.73–77.

Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. М.: Издательство «Олимп- Бизнес», 2017.

Устюжанина Е.В., Сигарев А.В., Шеин Р.А. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, No 10. С. 1788–1804.

Часовских В.П., Лабунец В.Г., Воронов М.П. Технология «Блокчейн» (blockchain) в образовании вузов и цифровой экономике // Эко-потенциал, 2017. No 2 (18). С. 99–105.

Чумаченко Н.Э. Информационная экономика и новая экономика: общее и особенное, понятийный аппарат и содержание // Вестн. Саратовского гос. социально-экономического ун-та. 2014. No 3 (52). С. 35–39.

Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образования в стране и мире. 2016. No 8 (30). С.1–4.

Krishnan A. Blockchain Empowers Social Resistance and Terrorism rough Decentralized Autonomous Organizations // Journal of Strategic Security 13. 2020. No. 1. P. 41–58. URL: https://www.jstor.org/stable/26907412

Mikhaylishin A. JOYS — THE SOLUTION FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF MODERN STATES // Russian Political Science. 2019. No 1 (10). Р. 86–91.

Russell H. Sustainable Urban Governance Networks: Data-Driven Planning Technologies and Smart City So ware Systems // Geopolitics, History, and International Relations. 2020. Vol. 12. No. 2. P. 9–15. URL: www.jstor.org/ stable/26939888

Scott R., Poliak M., Vrbka J., Nica E. COVID-19 Response and Recovery in Smart Sustainable City Governance and Management: Data-driven Internet of ings Systems and Machine Learning-based Analytics // Geopolitics, History, and International Relations, 2020. Vol. 12. No. 2. P. 16–22. doi:10.2307/26939889 URL: https://www.jstor.org/stable/26939889

Whitaker A. Art and Blockchain: A Primer, History, and Taxonomy of Blockchain Use Cases in the Arts // Artivate. 2019. No. 8 (2). P. 21–46. https:// www.jstor.org/stable/10.34053/artivate.8.2.2

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 30.12.2020

Принята к публикации: 30.01.2021

Дата публикации в журнале: 25.04.2021

Ключевые слова: цифровая экономика; высшее образование; блокчейн; цифровизация; цифровая образовательная организация; цифровой университет; биткойн

Доступно в on-line версии с: 20.04.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2020