Авдеев Дмитрий Александрович
кандидат юридических наук
-
Характеристика публичного управления в России на современном этапе государственного строительства (взгляд конституционалиста)Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022. № 2. c.56-73подробнее909
-
В статье рассматривается современное состояние системы публичного управления в Российской Федерации, которая стала формироваться в начале 90-х годов прошлого века. Анализируется эволюция отечественной публичной власти, выделяются этапы становления ее системы, дается конституционно-правовая оценка организационным особенностям деятельности высших органов государственной власти. Обосновывается вывод о специфике конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, что предопределяет особую роль и место главы государства в публичном управлении.
Отмечается, что среди принципов организации публичной власти важное значение имеет концепция разделения властей, которая не получила своего должного воплощения в организации и деятельности органов государственной власти в силу отсутствия «системы балансирования и взаимного контроля». Рассматривая конституционные основы организации публичной власти, автор статьи приходит к выводу о необходимости разработки и принятия федерального конституционного закона, который бы регламентировал организационную деятельность Государственной Думы, Совета Федерации и Президента. Обосновывается также возможность принятие федерального конституционного закона о публичной власти в связи с конституционными поправками 2020 года.
Автор выделят ряд проблем развития отечественной публичной власти, обосновывает их влияние на дальнейшее развитие государственного строительства. Проблемы публичного управления рассматриваются в двух плоскостях – «горизонтальном» (отношения между высшими органами государственной власти) и «вертикальном» (отношения между Российской Федерацией и ее субъектами). На «горизонтальном» уровне к числу важных аспектов публичного управления следует отнести излишнюю концентрацию властных полномочий в руках главы государства, что затрудняет реализацию принципа разделения властей, неразвитость политического и партийного плюрализма, нереализованность институтов конституционно-правовой ответственности. К «вертикальному» – чрезмерную урегулированность федеральным законодателем полномочий субъектов Федерации, что находит свое отражение в ограничении правовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
В заключение делаются выводы и предлагаются некоторые рекомендации, направленные на разрешение обозначенных проблем отечественного публичного управления.
Ключевые слова: конституционализм; народовластие; публичная власть; разделение властей; управление; федерализм; форма государственного правления
-