ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Характеристика публичного управления в России на современном этапе государственного строительства (взгляд конституционалиста)

Характеристика публичного управления в России на современном этапе государственного строительства (взгляд конституционалиста)

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние системы публичного управления в Российской Федерации, которая стала формироваться в начале 90-х годов прошлого века. Анализируется эволюция отечественной публичной власти, выделяются этапы становления ее системы, дается конституционно-правовая оценка организационным особенностям деятельности высших органов государственной власти. Обосновывается вывод о специфике конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, что предопределяет особую роль и место главы государства в публичном управлении.

Отмечается, что среди принципов организации публичной власти важное значение имеет концепция разделения властей, которая не получила своего должного воплощения в организации и деятельности органов государственной власти в силу отсутствия «системы балансирования и взаимного контроля». Рассматривая конституционные основы организации публичной власти, автор статьи приходит к выводу о необходимости разработки и принятия федерального конституционного закона, который бы регламентировал организационную деятельность Государственной Думы, Совета Федерации и Президента. Обосновывается также возможность принятие федерального конституционного закона о публичной власти в связи с конституционными поправками 2020 года.

Автор выделят ряд проблем развития отечественной публичной власти, обосновывает их влияние на дальнейшее развитие государственного строительства. Проблемы публичного управления рассматриваются в двух плоскостях – «горизонтальном» (отношения между высшими органами государственной власти) и «вертикальном» (отношения между Российской Федерацией и ее субъектами). На «горизонтальном» уровне к числу важных аспектов публичного управления следует отнести излишнюю концентрацию властных полномочий в руках главы государства, что затрудняет реализацию принципа разделения властей, неразвитость политического и партийного плюрализма, нереализованность институтов конституционно-правовой ответственности. К «вертикальному» – чрезмерную урегулированность федеральным законодателем полномочий субъектов Федерации, что находит свое отражение в ограничении правовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.

В заключение делаются выводы и предлагаются некоторые рекомендации, направленные на разрешение обозначенных проблем отечественного публичного управления.

Литература

Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. / С.А. Авакьян. – 6-е изд. – Т. 1. – М.: Норма, 2018. С. 139-141.

Авдеев Д.А. Дихотомические особенности федеральной исполнительной власти в России // Современное право. 2011. № 10. С. 53-56.

Авдеев Д.А. Принципы организации публичной власти в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. № 3. С. 113-121.

Авдеев Д.А. Российский вариант принципа разделения властей // Право и политика. 2013. № 13. С. 1796-1803.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997. С. 256.

Добрынин Н.М. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск, 2009. С. 112.

Ишеков К.А. Конституционный принцип разделения властей как основа эффективного государственного управления в субъектах Российской Федерации // Сборник статей по результатам VII Международной научно-практической конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова «Модели государственного и корпоративного управления: традиции и перспективы», 01-02, 16 декабря 2017 года, Москва. — Москва: Издательство «Перо», 2018. — Мбайт. [Электронное издание]. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем, требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows ХР/7/8; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM. — Загл. с экрана. С. 406-411.

Ишеков К.А. Правовое воздействие современной конституционной реформы на систему разделения властей в Российской Федерации // В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения. Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 129-134.

 Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Учебное пособие 2-е издание. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. С. 587.

Ким Ю. В. А была ли реформа: к вопросу о правовом значении поправок к Конституции Российской Федерации 2020 года / Ю. В. Ким // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 136-151. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-1-136-151

Кожевников О.А. Органы местного самоуправления в новой структуре единой системы публичной власти: вопросы нормативной регламентации /// Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 69-73.

Конституционное право России. Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. С. 120.

Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2005. С. 251.

Чеботарев Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1997. № 4 (16). С. 93-99.

Чеботарев Г.Н. Общественное представительство: монография. М.: Юрист, 2017. 160 с.

Скачать в формате PDF

Ключевые слова: конституционализм; народовластие; публичная власть; разделение властей; управление; федерализм; форма государственного правления

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022