Слепенкова Елена Васильевна
кандидат экономических наук
Москва, Россия
-
Концептуальные основания формирования конкурентных преимуществ компаний в рамках рыночного и ресурсного подходовВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2021. № 4. c.49-68подробнее630
-
Статья посвящена интерпретации концептуальных подходов (рыночного и ресурсного) к формированию конкурентных преимуществ компаний. Сформулированы ключевые признаки классической бизнес-среды, и предпосылки, на которых базируются рыночный и ресурсный подходы. Выявлены различия между двумя противоположными подходами к конкуренции (по Портеру) — «быть лучшим» или «быть уникальным». Показана ограниченность подхода «быть лучшим», и доказано, что за уникальность (товара или способа) отвечает стратегия, а достигается уникальность за счет инноваций. Обращено внимание на то, что стратегический выбор компании осуществляют одновременно в пространстве результатов и пространстве рисков, поэтому это может привести как к успеху, так и к поражению (в этом и состоит суть стратегического парадокса). И сделан вывод, что чем более экстремальных (крайних) стратегий придерживается компания, тем больший стратегический риск она на себя принимает и это может привести как к получению большой прибыли, так и закончиться банкротством. Приведено обоснование Майкла Рейнора, что компании, стремящиеся избежать риска (реализующие гибридные стратегии) делают выбор в пользу более низкой прибыли (в пользу заурядности), но это утверждение в ряде случаев не находит подтверждения в реальности. Доказано практикой, что если компании удается быстро переходить с одной волны конкурентного преимущества на другую, то она может длительное время сохранять устойчивое конкурентное преимущество, представлен алгоритм такого перехода.
Ключевые слова: конкурентное преимущество, традиционные рынки, рыночный подход, ресурсный подход, стратегический выбор, стратегический парадокс, гибридные стратегии
-