Охотский Евгений Васильевич

доктор социологических наук
-
Система международного антикоррупционного взаимодействия: правовые основы, принципы, приоритетыВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. c.40-62подробнее1038
-
В статье представлена попытка научной систематизации базовых характеристик, целей, задач, принципов и результативности сложившейся системы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции. В своем научном анализе автор исходит из того, что международное антикоррупционное взаимодействие носит разноплановый и многоуровневый характер, представляет собой комплекс отношений универсального общемирового, регионального и межстранового уровня, реализуется в режиме тесного международного взаимодействии между субъектами глобального управления, межправительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, иными структурами и институтами. Показано, что коррупционные девиации сегодня вышли на передний план в перечне приоритетных направлений в борьбе не только с национальной, но и транснациональной преступностью. Такое сотрудничество включает в себя согласованную антикоррупционную политику, стратегию и тактику, выработку и ратификацию соответствующих международных договоров, их включение в законодательство отдельных государств и последующую реализацию с учетом национальных условий, имеющихся возможностей и сложившихся традиций. Учитывается также объективная реальность того, что коррупция в современном мире превратилась в трансграничную, в хорошо организованную противоправную деятельность, неуклонно расширяющую сферу своего негативного влияния. Поэтому требует к себе самого пристального внимания со стороны правительственных инстанций, правоохранительных структур и соответствующих международных институтов. В заключительной части статьи оценена роль и анализируются особенности стратегического курса Российской Федерации и ее правоохранительных органов в системе международного антикоррупционного взаимодействия, представлен политико-правовой механизм и управленческие инструменты реализации соответствующих международных конвенций, договоров и соглашений. Обращается также внимание на проблему экспорта коррупции.
Основной вывод: антикоррупционные меры, если рассчитывать на их эффективность, должны быть политически, юридически и экономически хорошо обоснованными, должны реализовываться системно и в непрерывном режиме, органически сочетаться с консолидированными действиями в глобальном масштабе.
Ключевые слова: государство, коррупция, антикоррупционные стандарты, зоны повышенного коррупционного риска, законность, конвенция, международное сотрудничество, противодействие коррупции, формы международного сотрудничества, управление, эффективность
-
-
Качество целеполагания — базовое условие эффективного государственного управленияВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. c.22-42подробнее876
-
В статье изложена авторская точка зрения на место и роль целеполагания в управленческом процессе, оценена значимость конструктивности реализации запрограммированного в контексте общественного интереса и государственной стратегии роста. Предпринята попытка доказать, что наличие научно обоснованных целей, их системность и функциональная четкость является базовым условием эффективности государства и высокого качества государственного управления. Исследованы вопросы целеполагания в сложных условиях современной действительности, в ситуации отсутствия не только строгих методологических и идеологических ориентиров, но и соответствующих организационных, процедурных и эвристических алгоритмов. Наличие лишь «философского видения будущего» и нормативно утвержденных показателей эффективности органов исполнительной власти явно недостаточно.
В силу этого ставится задача формирования у аппарата управления и его специалистов современной «культуры изменений», умения не бюрократически сдерживать и разрушать, а создавать, приумножать и стимулировать, сохраняя все лучшее, что накоплено историей государственного строительства и лучшим опытом публичного управления, не тормозить, а приводить в действие новое и осваивать более эффективное. Авторы определили понятия «стратегия», «цель» и «целеполагание», выделили в них ряд политически, организационно и функционально взаимосвязанных целевых подсистем, доказывают, что эффективно задачи модернизации и социального обновления могут быть реализованы лишь стабильным, хорошо структурированным, высокопрофессиональным государственным аппаратом, хорошо организованной и авторитетной государственной службой.
Основной вывод: управленческие цели и меры по их эффективной реализации должны быть политически, юридически и экономически обоснованными, отражать глубинный интерес общества, реализовываться системно и в непрерывном режиме. Залог успешности — системность, стратегическая ориентированность, профессионализм, ответственность и конструктивность действия.
Ключевые слова: государство, древо целей, стратегия, результативность, целеполагание, цель, функции целей, успешное государство, эффективность
-
-
Правящая элита: статусные императивы, компетенции, стратегические и ситуационные трансформацииВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2025. Т. 22. № 2. c.47-68подробнее60
-
В основу статьи положены материалы доклада, с которым автор выступил на экспертной дискуссии в рамках состоявшейся в РАНХиГС в марте текущего года научно-практической конференции «Личность в системах управления». Предмет представленного анализа – проблематика статуса, идейно-мировоззренческих ориентаций, профессионально-личностных качеств и противоречивость их реализации в практике практического действия субъектов элитно-лидерского уровня с учетом вызовов и угроз в условиях нынешних предельно непростых и далеко не всегда позитивных трансформаций. Особое внимание уделено анализу качественных характеристик правовой, политической и нравственной культуры отечественных и западных элит. Исследованы источники, причины и формы элитных девиаций. Касается автор также проблемы либерально-демократической переоценки ценностей, трудностей формирования элиты современной российской государственности – элиты суверенной, профессионально зрелой, национально ориентированной. Учитываются уроки прошлого, представлены соответствующие выводы прогнозного характера. Некоторые положения носят постановочный, в ряде случаев дискуссионный характер, рассчитаны на дальнейший научный анализ. Сформулированы также некоторые предложения, касающиеся оптимизации механизмов элитообразования, поддержания созидающего потенциала и социальной ответственности кадров правящего элитного слоя на должном современном уровне.
Ключевые слова: государство, власть, кадры, кадровая политика, коррупция, лидерство, нравственная культура, ответственность, профессионализм, политическая зрелость, санкции, статус, элита, эффективность.
-