Андрюшина Евгения Владимировна
-
Значение, риски и управление образованием в условиях внедрения генеративного искусственного интеллекта в учебную и административную деятельность вузовВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 4. c.170-185подробнее60
-
Новый виток технологической революции в сочетании с быстрым развитием технологий искусственного интеллекта привели к тому, что генеративный искусственный интеллект (ГИИ) открыл эру глубокой интеграции между искусственным интеллектом и образованием. ГИИ обусловливает внедрение новых сценариев преподавания в высших учебных заведениях и в целом способствует высококачественному развитию высшего образования. Статья представляет собой исследование возможностей и ограничений использования ГИИ в высшей школе. Уникальность материала состоит в использовании широкого комплекса материалов на китайском языке, что позволяет сопоставить отечественные и китайские образовательные практики и обогатить российские подходы к пониманию роли ГИИ в образовательном пространстве. Несмотря на то, что применение ГИИ имеет огромное значение для высшего образования, оно также создает определенные потенциальные и реальные риски, среди которых можно выделить отчуждение «академического духа» среди студентов и преподавателей, риски во взаимодействии преподавателя и студента, а также риски информационной безопасности. Сделаны выводы о том, что в контексте цифровой трансформации применение ГИИ в высшем образовании имеет значительные сущностные последствия, включая как позитивные (расширение возможностей работы с информацией со стороны всех образовательных субъектов более активное вовлечение обучаемых в образовательное пространство через формирование и выбор контента, снижение нагрузки на преподавателей за счет выполнения рутинных задач ГИИ), так и негативные результаты в виде этических дилемм, равенства доступа к высшему образованию, снижения качества высшего образования, нивелирования роли преподавателя в образовательном процессе. На основе выявленных ограничений и возможностей внедрения ГИИ предложены рекомендации по повышению эффективности управления образовательным и административным процессами в сфере высшего образования.Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, высшее образование, управление высшим образованием, риски внедрения ГИИ, образовательные инновации.
-
-
Профессиональная ориентация молодежи в повестке дня задач российской государственной политикиВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 2. c.36-60подробнее860
-
В статье представлен обзор современной практики реализации государственной политики по профориентации молодежи, показано, что выбор молодежью будущей сферы профессиональной деятельности носит преимущественно ситуативно-факторный, а не предиктивно-осознанный характер. Рассмотрены основные группы факторов, мотивирующих выбор современной российской молодежью будущей профессии. Цель статьи — доказать необходимость усиления роли государства в профессиональной ориентации молодежи. На базе проведенного исследования выявлена потребность применения стратегического подхода в государственной политике формирования трудовых ресурсов и профориентации молодежи в соответствии с текущей ситуацией и перспективами развития рынка труда. Для этого следует разработать систему мероприятий по профориентации на всех уровнях образования молодежи, усилить коллаборацию широкого круга участников (государственных и негосударственных институтов, федеральных и региональных акторов государственной политики). Для повышения эффективности государственной политики по профориентации молодежи предлагается перейти от модели тактической профориентации к модели «управления карьерой», построенной на анализе текущего состояния и прогнозном анализе будущих трансформаций рынка труда.
Ключевые слова: государственная политика, молодежь, профессиональная ориентация, управление карьерой, рынок труда
-
-
Обзор выступлений на межрегиональной научной конференции «Конфликтное поле публичной политики: опыт и перспективы российского общества»Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2021. № 2. c.103-118подробнее732
-
В статье представлен обзор выступлений на межрегиональной научно-практической конференции «Конфликтное поле публичной политики: опыт и перспективы российского общества», прошедшей в рамках реализации научных мероприятий по развитию междисциплинарной научной школы МГУ по направлению «Конфликтология». Конференция была также приурочена к юбилею двух профессоров старейшей отечественной политологической кафедры политического анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой А.И. Соловьева и профессора Г.В. Пушкаревой. В работе представлены тезисы докладов авторитетных отечественных политологов сотрудников кафедры политического анализа и приглашенных исследователей — представителей ведущих московских и региональных политико-административных школ и кафедр.
Ключевые слова: политическая наука, конфликты, публичная политика, государственное управление, принятие государственных решений, государственная политика
-