Профессиональная ориентация молодежи в повестке дня задач российской государственной политики
Аннотация
В статье представлен обзор современной практики реализации государственной политики по профориентации молодежи, показано, что выбор молодежью будущей сферы профессиональной деятельности носит преимущественно ситуативно-факторный, а не предиктивно-осознанный характер. Рассмотрены основные группы факторов, мотивирующих выбор современной российской молодежью будущей профессии. Цель статьи — доказать необходимость усиления роли государства в профессиональной ориентации молодежи. На базе проведенного исследования выявлена потребность применения стратегического подхода в государственной политике формирования трудовых ресурсов и профориентации молодежи в соответствии с текущей ситуацией и перспективами развития рынка труда. Для этого следует разработать систему мероприятий по профориентации на всех уровнях образования молодежи, усилить коллаборацию широкого круга участников (государственных и негосударственных институтов, федеральных и региональных акторов государственной политики). Для повышения эффективности государственной политики по профориентации молодежи предлагается перейти от модели тактической профориентации к модели «управления карьерой», построенной на анализе текущего состояния и прогнозном анализе будущих трансформаций рынка труда.
Литература
Блинов В.И., Дулаева З.К., Есенина Е.Ю, Куртеева Л.Н., Сергеев И.С. Организация профессиональной ориентации школьников: методические рекомендации / Под ред. Блинова В.И. М.: Издательство «Перо», 2018.
Ендовицкий Д.А. Анализ предпочтений выпускников школ при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. № 6.
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008.
Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: Вопросы теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 49–66.
Лисовский В.Т., Иконникова С.Н. Молодежь вступает в жизнь. Л., 1969.
Онипко А.А. Потребности личности в высшей образовании и особенности их реализации: Дисс. …канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.
Половецкий С.Д. Анализ современного состояния системы ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников // Профессиональное образование и общество. Москва. 2018. № 2. С. 262–284.
Селиванова З. К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть. 2013. № 4. C. 136–139.
Тарлавский В.И., Цуканов Е.А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 63–69.
Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М.: Мысль, 1975.
Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967.
Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985.
Чистякова С.Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся — важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 24–29.
Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. № 20 (8). С. 46–65.
Barros R. From lifelong education to lifelong learning — Discussion of some effects of today’s neoliberal policies // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. 2012. 3 (2). PP. 119–134.
Donohue R., Patton W. The effectiveness of a Career Guidance Program with long-term unemployed individuals // Journal of employment counseling. 1998. Volume 35. Issue 4. PP. 179–194.
Dwyer T. Handbook of the sociology of youth in BRICS countries. New Jersey: World Scientific, 2018.
Gysbers N.C. Comprehensive school guidance programs in the United States: a career profile // International journal for Educational and Vocational Guidance. 2005. № 5. PP. 203–215.
Hughes D., Law B., Meijer F. New school for the old school: career guidance and counselling in education // British Journal of Guidance & Counselling. 45:2. PP. 133–137.
International Labour Organization (ILO). World Employment and Social Outlook 2016: Trends for Youth. URL: https://www.ilo.org/global/research/globalreports/weso/2016/lang--ru/index.htm;
International Labour Organization (ILO). World Employment Social Outlook — Trends 2018 URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_615594.pdf
International Labour Organization (ILO). World Employment Social Outlook — Trends 2019 (URL: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_670542.pdf
Kuder White Paper. Career Guidance & Its Implementation in the U.S. URL: http://www.europasscrnagora.me/euroguidance/images/dokumenti/White%20Paper_Career%20Guidance%20and%2...
Laal M. Lifelong Learning: What does it Mean? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 28: 470–474;
London M. Lifelong Learning: Introduction. NY.: Oxford University Press Inc., 2011.
Sun V.J., Yuen M. Career Guidance and Counseling for University Students in China. Int J Adv Counselling. 2012. № 34. PP. 202–210.
Swanson J.L., Fouad N.A. Career Theory and Practice: Learning Through Case Studies, Third Edition. NY.: SAGE Publications Inc. 2014.
Watts A.G. Career Guidance and Public policy In: Athanasou J.A., Van Esbroeck R. (eds) International Handbook of Career Guidance. Springer, Dordrecht. 2008. PP. 341–353.
Whiston S.C., Mitts N.G., Li Y. Evaluation of Career Guidance Programs // Athanasou J., Perera H. (eds) International Handbook of Career Guidance. Springer, Cham. 2019. PP. 815–834.
Поступила: 12.01.2021
Принята к публикации: 12.01.2021
Дата публикации в журнале: 12.01.2021
Ключевые слова: государственная политика, молодежь, профессиональная ориентация, управление карьерой, рынок труда
-
Для цитирования статьи: