Колесникова Анастасия Владимировна

кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, эксперт научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), консультант СОПС ВАВТ, член-корреспондент РЭА
E-mail: starsya@mail.ru
-
Тенденции использования электротранспорта в Российской Федерации в контексте декарбонизации транспортной отраслиВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2025. № 1. c.62-84подробнее52
-
В настоящее время одной из проблем, широко обсуждаемых в научных и экспертных кругах, значится проблема негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, отмечаемого в ходе осуществления экономической деятельности и связанного в том числе с выбросами парниковых газов. Сейчас одной из отраслей экономики, являющейся ключевым эмитентом парниковых газов, признана транспортная отрасль, а соответственно актуальной задачей является сокращение выбросов парниковых газов этой отраслью. Решение отмеченной задачи возможно путем переориентации пассажиро- и грузоперевозок в пользу транспорта на альтернативных видах топлива, к которым относится автомобильный электротранспорт. В рамках настоящей статьи на основе проведения исследований, базирующихся на общих принципах научного подхода, в том числе анализе данных, опубликованных в научных статьях и прикладных разработках как отечественных, так и зарубежных авторов, норм международного и российского права, а также статистической информации, представлены ключевые тенденции развития автомобильного электротранспорта как в Российской Федерации, так и в мире, имеющиеся барьеры, препятствующие ускоренному развитию электротранспорта в России, а также сформулированы некоторые пути их преодоления. В результате проведенных исследований были выявлены следующие ключевые барьеры, препятствующие расширению использования электротранспорта в Российской Федерации: недоверие населения к такому виду транспорта, высокая стоимость покупки электротранспорта по сравнению с аналогом на ДВС, инфраструктурные, а также технологические ограничения. В качестве предложений по преодолению указанных барьеров были отмечены: снижение стоимости электромобиля, развитие сети зарядной инфраструктуры, развитие производства и утилизации аккумуляторных батарей. Результаты данного исследования создают основу для последующего теоретического изучения данного направления, а также могут быть использованы в качестве аналитической базы при формировании предложений для дальнейшего совершенствования проводимой государственной политики в целях развития автомобильного электротранспорта.Ключевые слова: декарбонизация транспортной отрасли, преимущества использования электротранспорта, барьеры для развития электротранспорта, механизмы поддержки развития электротранспорта, развитие зарядной инфраструктуры.
-