Логунова Людмила Борисовна
кандидат философских наук
Лучшая книга года - 2019 в номинации "Учебник XXI века" за линейку учебников по обществознанию для средней школы.
2016 Заслуженный преподаватель МГУ
2007 Почетная грамота
2005 Почетный знак "250 лет МГУ"
В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Философско-методологический анализ художественной деятельности»
Участие в советах, рабочих группах, проектах и редколлегиях других журналов:
с 10 января 2007 Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество) издательство Изд-во Моск. ун-та (М.)
В сферу научных интересов входят: философия, культурология, философия и методология управления, культура управления.
-
Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революцииВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. c.3-22подробнее624
-
Предметом исследования в статье является образование как динамическая система, как институт социализации, функционирующий в исторически конкретном социокультурном контексте. Целью исследования является определение базовых характеристик системы образования, соответствующей потребностям современного общества. В исследовании применялась трансдисциплинарная методология, основанная на принципах системности, эволюционизма, историзма, диалектики и общенаучных методах. Базовой гипотезой исследования является понимание образования как технологии программирования общественного сознания, как процесса производства человека, востребованного исторически конкретным обществом.
В системе образования вырабатываются и апробируются техники формирования определенного образа мира и человека, значимого для общества в целом, артикулируются принципы идентификации индивидов. Реформы в образовании инициируются историческим вызовом, новациями в экономике и политике, ответ на который невозможен без перестройки общественного сознания. В этих условиях школа становится своеобразной лабораторией социальных экспериментов, тестирующих значимость влияния возникающих новаций на общество, возможность и риски ответа. На основе анализа образования в проекте Просвещения индустриального общества в статье выявлены основания для построения модели современного образования, обозначены факторы, определяющие необходимость реформирования высшей и средней школы, изменения педагогической практики.
Ключевые слова: образование, университет, образовательная среда, социальный отбор, научное сообщество, образовательная политика, национальная система образования, проект Просвещения, рациональность, креативность
-
-
Актуальность этического. Как возможна новая этика?Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2021. № 3. c.23-37подробнее809
-
В статье осуществлена этическая экспертиза соответствия универсальных моральных ценностей моральной практике современного общества потребления, представленного концептуальной метафорой «эра пустоты», отражающей смысл кризиса/аномии контролирующей функции базовых добродетелей и этического рационализма как способа их обоснования и трансляции. Общество потребления рассматривается как стадия/форма глобального капитализма, определяющей характеристикой которого становится воинствующий индивидуальный и групповой эгоизм, разрушающий социальную общность людей, порождающий этические дилеммы, в которых отражаются базовые конфликты современности. Необходимостью разрешения этих конфликтов обуславливается совершение этического поворота в теории и моральной практике, сутью которого является акцентирование внимания на эмоционально-волевой сфере жизни человека в качестве основы нравственного действия. Сущностной характеристикой этического поворота становится формирование прикладной этики, проникновение этического дискурса в методологию наук от экономики до биологии и медицины, в практику профессиональных сообществ и организаций.
В исследовании применялась трансдисциплинарная методология, основанная на принципах системности, эволюционизма, историзма, диалектики и общенаучных методах. На основе проведенного анализа определены направления развития прикладной этики, возможности применения ее инструментов в ситуациях морального выбора.
Ключевые слова: этическая экспертиза, этические дилеммы, этический поворот, нормативная этика, прикладная этика, профессиональная этика, трансдисциплинарность
-