ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Франчайзинговая модель бизнеса: сущность, тенденции развития, проблемы и перспективы в российской экономике

Франчайзинговая модель бизнеса: сущность, тенденции развития, проблемы и перспективы в российской экономике

Аннотация

Статья посвящена франчайзингу, представляющему собой разновидность сетевых рыночных структур, эффективный способ кооперации, как правило, крупного и малого бизнеса. Широко распространенная в мировой практике, франчайзинговая модель предпринимательской деятельности получила развитие и в российской экономике в связи ее рыночной трансформацией. Автор раскрывает теоретические основы, определяет суть и виды франчайзинговых соглашений, причины роста их значимости, характеризует современное состояние и особенности франчайзинга в России, его институциональные условия, препятствия и потенциал, вклад в решение проблем отечественной экономики. Особое внимание в статье уделено влиянию пандемии коронавируса и политических событий последних месяцев на развитие рынка франчайзинга в РФ, в заключении выделены факторы, которые должны поспособствовать его положительной динамике.

Литература

Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. СПб.: Питер, 2014.

Касаткина А.С., Баталова М.Р. Правовое регулирование франчайзинга в зарубежных странах // Российский юридический журнал. 2018. № 4 (121). С. 56-66.

Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М.: Лабиринт. 2008.

Кицис В.М., Калабкина И.М. Франчайзинговые сети в туризме России // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. № 4 (91). С.44-56.

Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. 2007. № 4 (4). С. 25-50.

Парабеллум А., Мрочковский Н., Смирнова Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. СПб.: Питер, 2013.

Полухин А., Аминов Х. Бренды вне игры. Как футбольные клубы развивают по франшизе свои школы // Коммерсантъ. № 67. 16.04.2021. С.10.

Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг: Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

Стороны света. Франчайзинг в разных странах мира // TopFranchaise.ru [Электронный ресурс]. URL: https://topfranchise.ru/stati/storony-sveta-franchayzing-v-raznykh-stranakh-mira/ (дата обращения: 15.06.2022).

Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. 2003. №2. С. 25-50.

Шерешева М.Ю. Типы сетевого межфирменного взаимодействия // Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения: докл. Участников сети мастерства / Гос. ун-т – Высшая школа экономики, факультет менеджмента. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

Nijmeijer K.J., Fabbricotti I.N., Huijsman R. International Journal of Management Reviews. 2014. Vol. 16 P. 62–83.

Ключевые слова: франчайзинг; франшиза; сетевые рыночные структуры; гибридный контракт; бренд

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022