Максименко Александр Александрович

Доктор социологических наук, кандидат психологических наук
-
Региональные общественные палаты Центрального федерального округа как площадки для транспарентного онлайн-диалога государства и обществаВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2025. Т. 22. № 3.
-
В статье анализируется вовлеченность региональных общественных палат ЦФО в социальную сеть «Вконтакте» и их готовность к цифровому диалогу с населением. Основной исследовательской гипотезой являлось предположение, что паблики региональных общественных палат являются значимой площадкой для эффективного выражения общественного мнения, а также для транспарентного диалога между государством и обществом. В ходе анализа было установлено, что в социальной сети «Вконтакте» присутствуют паблики 17 из 18 региональных общественных палат, количество подписчиков в которых не превышает 1% от населения регионов. При этом жители регионов ничего не знают о деятельности своих региональных палат, а целенаправленной деятельности по вовлечению пользователей социальной сети не ведется. Выделяются как лидеры по информационной открытости (региональные общественные палаты Белгородской, Калужской, Тульской и Липецкой области, города Москвы), так и аутсайдеры по информационной наполненности пабликов в социальной сети «Вконтакте» (региональные общественные палаты Костромской, Орловской, Рязанской, Тверской и Ярославской областей). Проведенный мониторинг показал, что между информационной открытостью сообществ региональных общественных палат и активностью их председателей есть определенные положительные взаимосвязи. По всем 6 количественным параметрам: 1) общее количество лайков; 2) общее количество просмотров; 3) общее количество комментариев; 4) среднее количество лайков; 5) среднее количество просмотров; 6) среднее количество комментариев) наиболее активно себя проявляют подписчики сообществ РОП г. Москвы, РОП Тульской области и РОП Московской области. При этом по собственной активности (количеству записей) данные региональные общественные палаты находятся на 3, 4 и 9 местах соответственно, то есть в первой половине рейтинга активности. Низкий уровень обратной связи наблюдается в группах РОП Тверской области и РОП Костромской области, которые находятся на 13 и 17 местах соответственно в рейтинге актива сообществ региональных общественных палат в социальной сети «ВКонтакте». Проведенный мониторинг продемонстрировал значительный потенциал для организации цифрового диалога между населением и государством посредством региональных общественных палат.
Ключевые слова: мониторинг; региональные общественные палаты (РОП); социальная сеть «ВКонтакте»; сообщество; подписчики; активность; центральный федеральный округ; транспарентный диалог государства и общества
-

