Яо Чжипэн
-
Значение, риски и управление образованием в условиях внедрения генеративного искусственного интеллекта в учебную и административную деятельность вузовВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 4. c.170-185подробнее61
-
Новый виток технологической революции в сочетании с быстрым развитием технологий искусственного интеллекта привели к тому, что генеративный искусственный интеллект (ГИИ) открыл эру глубокой интеграции между искусственным интеллектом и образованием. ГИИ обусловливает внедрение новых сценариев преподавания в высших учебных заведениях и в целом способствует высококачественному развитию высшего образования. Статья представляет собой исследование возможностей и ограничений использования ГИИ в высшей школе. Уникальность материала состоит в использовании широкого комплекса материалов на китайском языке, что позволяет сопоставить отечественные и китайские образовательные практики и обогатить российские подходы к пониманию роли ГИИ в образовательном пространстве. Несмотря на то, что применение ГИИ имеет огромное значение для высшего образования, оно также создает определенные потенциальные и реальные риски, среди которых можно выделить отчуждение «академического духа» среди студентов и преподавателей, риски во взаимодействии преподавателя и студента, а также риски информационной безопасности. Сделаны выводы о том, что в контексте цифровой трансформации применение ГИИ в высшем образовании имеет значительные сущностные последствия, включая как позитивные (расширение возможностей работы с информацией со стороны всех образовательных субъектов более активное вовлечение обучаемых в образовательное пространство через формирование и выбор контента, снижение нагрузки на преподавателей за счет выполнения рутинных задач ГИИ), так и негативные результаты в виде этических дилемм, равенства доступа к высшему образованию, снижения качества высшего образования, нивелирования роли преподавателя в образовательном процессе. На основе выявленных ограничений и возможностей внедрения ГИИ предложены рекомендации по повышению эффективности управления образовательным и административным процессами в сфере высшего образования.Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, высшее образование, управление высшим образованием, риски внедрения ГИИ, образовательные инновации.
-