Горбова Ольга Юрьевна
Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет им В.Ф. Уткина», г. Рязань, Россия
E-mail: Odina-olga@yandex.ru
-
Институциональное проектирование конкуренции на рынках социальной сферыВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. № 3. c.3-26подробнее30
-
Сегодня конкуренция позиционируется как основной инструмент повышения эффективности рынка, в том числе в социальной сфере. По регионам проводится ежегодный мониторинг состояния конкуренции, разрабатываются дорожные карты и целевые показатели. В статье проанализирована эффективность институционального проектирования конкуренции на региональных рынках социальной сферы. На примере показателей удовлетворенности населения уровнем цен и качества продукции на рынках ряда регионов продемонстрировано отсутствие значительных изменений в уровне конкуренции на них. Сделан вывод о формальном подходе к разработке мероприятий по развитию конкуренции. На основе проведенных исследований даны рекомендации по выстраиванию моделей рынков услуг в социальной сфере. Установлены условия институционального проектирования конкуренции: сокращение разницы между поставщиками услуг бюджетного и коммерческого сектора в экономическом аспекте, соблюдение ограничения по территориальному критерию (развитие конкуренции в крупных городах и населенных пунктах). Выделены сегменты рынков, на которых целесообразно внедрение механизмов конкуренции. В частности, на рынке медицинских услуг наибольший эффект удастся достичь, внедряя конкурентные механизмы в звено первичной медико-санитарной помощи, на рынке социальных услуг — в сегмент обслуживания на дому. Другие сегменты упомянутых рынков имеют достаточно высокие входные барьеры, прежде всего, экономического характера, поэтому стимулирование конкуренции на них будет неоправданно затратно. Рынки дошкольного образования, дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления не имеют таких ограничений. Для выделенных сегментов сформулированы рекомендации по развитию конкуренции на рынках услуг социальной сферы.Ключевые слова: конкуренция на рынках социальной сферы; институциональное проектирование; мониторинг конкуренции; удовлетворенность ценой услуг; удовлетворенность качеством услуг; модели конкуренции на рынках социальной сферы;
-