Лексин Иван Владимирович
доктор юридических наук, кандидат экономических наук
Награжден медалью «За слуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» за участие в работе по совершенствованию законодательной базы Всероссийской переписи населения (2014).
В 2013 году защитил докторскую диссертацию на тему «Конституционно-правовые проблемы территориального устройства современного государства (особенности России и зарубежный опыт)».
Участие в советах, рабочих группах, проектах и редколлегиях других журналов:
- Член диссертационного совета Д203.002.06 (федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации») по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право (юрид. науки).
- Член редакционной коллегии ряда журналов: «Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество)», «Личность, право, государство», «Труды Академии управления МВД России».
В сферу научных интересов входят государственное устройство России и зарубежных стран, федеративные отношения, территориальная организация местного самоуправления, юридическая техника, юридическая ответственность.
-
К юбилею института президентства в РоссииВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2020. № 4. c.123-148подробнее708
-
Настоящая статья приурочена к годовщине учреждения должности Президента России: в 2021 г. ей исполняется тридцать лет. В 2020 г. аналогичный юбилей могли бы отпраздновать и ее непосредственные предшественницы — должности Президента СССР, с одной стороны, и председателя Верховного Совета РСФСР, с другой. Последняя, в свою очередь, генетически связана с должностью председателя Верховного Совета СССР, избрание на которую впервые состоялось в 1989 г. Таким образом, три десятилетия назад наша страна находилась в середине цепи мероприятий по возвращению функций главы государства к единоличному носителю.
За первичной концентрацией властных функций в руках Президента, как известно, последовали многочисленные конституционные и законодательные изменения, которые привели к существенному расширению его компетенции. В течение прошедшего тридцатилетия параллельно наблюдалась и трансформация первоначальной концепции института президентства, выражавшаяся в изменении его положения в системе разделения властей, в пересмотре применимости мер ответственности к замещающему должность Президента лицу и в других обстоятельствах. В то же время, в последнем крупном изменении конституционной организации государственной власти, состоявшемся в уходящем году, можно усмотреть не только сохранение тенденции к упрочению положения главы государства, но и возвращение к идеям, заложенным в первоначальную конструкцию института президентства СССР и РСФСР, но затем отвергнутым в Конституции Российской Федерации 1993 г.
Документы, выдержки из которых публикуются в приложениях, не относятся к категории малоизвестных или труднодоступных. Однако в силу их актуальности представлялось уместным привести их хотя бы в сокращенном виде.
Ключевые слова: президент; президентство; глава государства; высшее должностное лицо; председатель Верховного совета; гарант конституции; верховный главнокомандующий
-
-
Глава государства: концептуальные проблемы и возможности их преодоленияВестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. № 3. c.41-58подробнее381
-
Статья посвящена концептуальным основам проблематики главы государства и нацелена на преодоление распространенных методологических ошибок в рассуждениях о данном институте, а равно затруднений, вызываемых непроизвольным смешением вопросов о разработанности или неразработанности понятия «главы государства», о наличии или отсутствии соответствующего явления и об использовании или неиспользовании соответствующего термина.
В первой части статьи выявлена множественность понятий, обозначаемых термином «глава государства», рассмотрена совместимость главенства с ключевыми концепциями государства, продемонстрирован внеправовой характер большинства представлений о главе государства,
выделены немногочисленные конструкции понятия «главы государства», которые могут быть отнесены к категории юридических. На этой основе сформулированы базовые рекомендации по нормативному использованию словосочетания «глава государства».Ключевые слова: государство; глава государства; высшее должностное лицо; гарант; президент; монарх; правитель
-
-
Глава государства: концептуальные проблемы и возможности их преодоления.Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление (государство и общество). № 4. c.14-39подробнее381
-
Во второй части статьи проанализированы возникновение и распространение термина «глава государства», проблемы использования русскоязычного словосочетания «глава государства» и родственных ему выражений, хронологическая и пространственная распространенность глав государств в различных значениях. С учетом понятийной множественности, установленной в первой части статьи, рассмотрены проблемы классифицирования глав государств. Продемонстрирована ограниченность языковых аналогий, предложено обновленное изложение свойств, характеризующих главу государства в его официальном (представительском) значении, показан дискретный и локальный характер явлений, обозначаемых словосочетанием «глава
государства», установлен высокий риск подмены полноценной классифицирования глав государств (как однородных явлений) объединением в рамках одной классификации явлений, соответствующих главам государств в разных значениях.Ключевые слова: государство; глава государства; высшее должностное лицо; гарант; президент; монарх; правитель
-