ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Креативная экономика: мировой опыт и вызовы для России

Креативная экономика: мировой опыт и вызовы для России

Аннотация

В условиях современного развития цифровых технологий и информатизации общества творческие идеи становятся конкурентами реального сектора экономики, формируя коммерческие и потребительские цели. Период распространения коронавирусной инфекции и изоляция населения во всем мире свидетельствуют об активности продвижения и доходности творческих идей. Если в 2018 г. в Глобальном отчете ЮНЕСКО было отмечено, что многие малые предприятия, в том числе творческие, из развивающихся стран сталкиваются с многочисленными проблемами в процессе интеграции в глобальные экспортные рынки, в отличие от тех стран, которые имеют доступ к таким услугам (логистика для доставки товаров за границу, знание регуляторных требований относительно экспорта стран-импортеров и т.п.), то к 2021 г. данная ситуация стала меняться в положительную сторону. Актуальность развития креативных индустрий усиливается в период повышения темпов экономического развития, глобализации мировой экономики и стирания национальных границ. Целью статьи является оценка современного состояния креативных индустрий в России как одного из направлений стратегического развития страны. Для достижения цели были использованы методы анализа и сравнения международного опыта, систематизации статистических данных. На основе анализа литературных источников, опыта и систематизации статистических данных выявлены тенденции развития креативных индустрий в России. Определены приоритетные направления развития данной сферы, обеспечивающей конкурентные преимущества страны в условиях глобализации. Раскрыты проблемы становления и развития отечественного рынка креативных индустрий в РФ и определены пути их решения. Направление дальнейших исследований заключается в акцентировании внимания на формировании целостной, унифицированной системы показателей креативных индустрий, их комплексного анализа с учетом зарубежного опыта. Это позволит идентифицировать креативные индустрии как стратегический вектор развития экономики и выработать действенные инструменты их эффективного внедрения и использования, а также надлежащего нормативного и правового обеспечения.

Литература

Агаева А.Р., Джабраилова А.О., Шемеева С.Х. Креативная экономика: перспективы развития DIGITAL технологий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 625–627.

Бокова А.В. Креативные индустрии как совокупность сложных сетевых систем // Вестн. Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 5–12.

Боровинская Д.Н. Специфика креативного продукта как товара культурной индустрии // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 133–139. 

Галазова С.С. Креативная сфера: Проблемы рыночной трансформации // Теrrа Economicus. 2016. Т. 14. № 4. С. 31–41.

Гительманн Л.Д., Кожевников М.В. Центры компетенций – прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 10 (180). С. 92–98.

Глушкова Ю.О., Бабаян И.В. Теоретические подходы к анализу креативных индустрий // Beneficium. 2019. № 3 (32). С. 14–24.

Григорян К.Г. Анализ креативных индустрий как нового сектора мировой экономики // E-Scio. 2019. № 11 (38). С. 408–413.

Кошкин А.В. Креативные индустрии: культурные проекты и политика правительства // Сфера культуры в глобальной экономике: от развития артрынка до брендов территорий и маркетинга. СПб.: КультИнформ-Пресс. 2020. С. 23–27.

Левченко И.И. Значение «креативной экономики» в современном инновационном развитии: зарубежный опыт // Креативная экономика. 2014. № 12 (96). С. 44–54

Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 400 с.

Махалина О.М., Махалин В.Н. Инновационная или креативная экономика? Подходы к управлению // Вестник Университета (Гос. ун-т управления). 2014. № 21. С. 37–39.

Мацевич И.Я. Формирование и развитие концепции креативной индустрии в современной социальной теории // Социология. 2012. № 3. С. 80–93.

Мацевич И.Я. Креативное общество: в поисках релевантной социальной теории // Социология: теория, методы, маркетинг. 2019. № 2. С. 98–111.

О’Коннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. М.: Институт культурной политики, 2004. С. 12–34.

Степанов А.А., Савина М.В. Система регулирующего воздействия государства как инструмент формирования и развития эффективного креативного класса в инновационной экономике // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2 (38).
С. 35.

Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. 256 с.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016. 420 с.

Хокинс Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / пер. с англ. И. Щербаковой. М.: Финансовая корпорация «Открытие»; Классика-XXI. 2011. 255 с.

Hall P. Cities in Civilization. NY: Pantheon, 2001. 1184 p.

Lazzeretti L., Boix R., Capone F. Do Creative Industries Cluster? Mapping Creative Local Production Systems in Italy and Spain // Industry and Innovation. 2008. Vol. 15. Issue 5. P. 549–567.

Scott A.J. The cultural economy of cities: Essays on the geography of image-producing industries. L.: Sage Publications Ltd., 2000. 256 p

Скачать в формате PDF

Ключевые слова: креативные индустрии; креативная экономика; малый бизнес

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2022