ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Дизайн-мышление как подход к разработке инновационных решений, ориентированных на человека

Дизайн-мышление как подход к разработке инновационных решений, ориентированных на человека

Аннотация

Статья посвящена исследованию дизайн-мышления как нового подхода, который используют современные компании для решения проблем различного уровня сложности, их осмысления и реализации благоприятных возможностей. Представлен ретроспективный взгляд на развитие дизайн-мышления, выявлены приоритетные отрасли его применения и дан обзор определений данного концепта ведущими исследователями. Показано, что дизайнеры в современной экономике начинают играть все более значимую стратегическую роль. Это связано с тем, что двадцать первый век становится веком постоянных инноваций, а инновации для компаний становятся стратегией выживания. Дана сравнительная характеристика двух подходов (методов) к принятию управленческих решений (бизнес-мышления и дизайн-мышления) и раскрыт на конкретном примере алгоритм применения каждого из них. Выделены этапы процесса дизайн-мышления (эмпатия, анализ и синтез, генерация идей, прототипирование, тестирование, сторителлинг) и представлена краткая характеристика каждого из них. Особое внимание уделено обоснованию необходимости формирования кроссфункциональной команды для достижения результата, показано ее участие в реализации конкретного проекта, сформулированы вопросы, позволяющие повысить эффективность командной работы в бизнесе. Проанализирован опыт применения дизайн-мышления в конкретной компании, позволивший ей занять лидирующие позиции в своем сегменте на мировом рынке. Сделан вывод, что дизайн-мышление помогает руководителям компаний переосмыслить суть бизнеса, лучше понимать потребности своих клиентов, выявлять наиболее прибыльные ниши и реализовывать соответствующие инновационные проекты.

Литература

Андреев Г.  Дизайн-мышление. Проектирование будущего. Монография. М.: Де` Либри, 2020. 

Блэнд Д., Остервальдер А. Тестирование бизнес-идей. М.: Альпина Паблишер, 2021.

Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Верганти Р. Инновации, направляемые дизайном: как изменить правила конкуренции посредством радикальных смысловых инноваций. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018.

Доменюк С. Символический капитализм (Материализация символа). «Альтер-фабрика». Спб.: ООО «Страта», 2015. 

Исаева А.Э., Петрунин Ю.Ю., Пурлик В.М. Критическое осмысление концептуальных подходов к анализу бизнес-моделей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 3–21.

Йон Ли Д. Что делают великие компании, или Как отделить лучшее от прочего. Спб.: Питер, 2015. 

Каган М. Вдохновленные. Все, что нужно знать продакт-менеджеру. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 

Карлгаард Р. В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам. М.: Маннн, Иванов и Фербер, 2015.

Кемпкенс О. Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге. Москва: Эксмо, 2019. 

Кларк Т., Хейзен Б. Бизнес-модели для команд. Как работает ваша компания и какую роль (на самом деле) играет каждый сотрудник. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 

Креативное мышление в бизнесе. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 

Леврик М., Линк П., Лейфер Л. Дизайн-мышление. От инсайта к новым продуктам. СП.б.: Питер, 2020. 

Лидтка Ж., Огилви Т. Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 

Микалко М. Взлом креатива: как увидеть то, что не видят другие. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Остервальдер А., Пинье Ив, Этьембль Ф., Смит А. Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших. М.: Альпина Паблишер, 2021. 

О`Ши Ковандонга. Феномен ZARA. Москва: Эксмо, 2020.

Ривз М., Хаанес К., Синха Дж. Стратегии тоже нужна стратегия. Практическое руководство для каждого бизнес-лидера в эпоху перемен. М.: Издательство «Э», 2016.

Пресс М., Купер Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. Минск: Гревцов Паблишер, 2008.

Пурлик В.М. Бизнес как система // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). № 48, 2015. С. 162–188.

Реймонд М. Исследование трендов. Практическое руководство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.     

Роджерс С., Риннэ Л., Мун Ш. Истинная лояльность: Как взломать код верности клиента. М.: Альпина Паблишер, 2020.

Россман Р., Дюрден М. Дизайн впечатлений: Инструменты и шаблоны создания у клиента положительных эмоций от взаимодействия с компанией и продуктом. М.: Альпина Паблишер, 2021. 

Саймон Г. Науки об искусственном: М.: Едиториал УРСС, 2004.

Флеминг К. Эмоциональная гибкость. Завоевать расположение коллег, управлять решениями партнеров. М.: Эксмо, 2020. 

Brown T. Change by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation. Harper Business, 2009. 290 p.

Crawford L. Style with Rapid-response. Financial Times. 2000. September 26. 

Dorst K. Design research: a revolution-waiting-to-happen // Design Studies. 2008. Vol. 29 (1). Р. 4–11. 

Johansson-Skoldberg U., Woodilla J., Cetinkaya M. Design Thinking: Past, Present and Possible Futures. Creativity and Innovation Management. 2013. Vol. 22 (2). Р. 121–146. 

Kelley Е. The Art of Innovation: Lessons in Creativity from IDEO, America's leading design firm. NY.: Doubleday, 2001.

Kimbell T. Beyond design thinking: Design-as-practice and designs-in-practice. – Conference of European Academy of Management. Liverpool, 2009. 

Krippendorff Klaus. On the Essential Contexts of Artifacts or on the Proposition That Design Is Making Sense (of Things) // Design Issues. 1989. Vol. 5, No. 2. Р. 9–38. 

Krippendorff Klaus. The Semantic Turn: A New Foundation for Design. Boca Raton, 2005, 368 p.

Lafley A.G., Charan R. The game-changer: How every leader can drive everyday innovation. L.: Profile Books, 2008.

Visser W. Design: one, but in different forms // Design Studies. 2009. No 30.  Р. 187–223.

Ключевые слова: дизайн-мышление; модель «Двойного алмаза»; бизнес-мышление; этапы дизайн-мышления; команда дизайн-мышления

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022