ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Роль общественных формирований в обеспечении конституционного правопорядка вРоссии

Роль общественных формирований в обеспечении конституционного правопорядка вРоссии

Аннотация

В статье авторы рассматривают основные направления и некоторые дискуссионные аспекты участия общественности в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. В исследовании обращено внимание на неопределенность используемого в доктрине термина «общественное формирование», на недостаточное материальное стимулирование участия отдельных общественных формирований в обеспечении правопорядка и на современную правовую модернизацию основ взаимодействия государства и гражданского общества в деле обеспечения конституционного правопорядка. На основании анализа российского законодательства авторами выделено несколько форм участия общественных формирований в деле охраны общественного порядка: участие граждан в охране общественного порядка, внештатное сотрудничество с органами внутренних дел, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, общественные объединения (органы общественной самодеятельности), общественные организации, народные дружины, пункты охраны общественного порядка, российское казачество, институты местного самоуправления (муниципальные органы, территориальное общественное самоуправление). Особое внимание уделено анализу принятого в июле 2021 г. Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. No 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который формирует последовательную модель взаимодействия гражданского общества и государства в сфере обеспечения национальной безопасности. Авторы резюмируют, что на сегодняшний день важно совершенствовать нормативную основу для установления правовых возможностей функционирования общественных формирований по укреплению конституционного порядка на основании оптимальных форм сотрудничества с государством.

Литература

Андреев А.В., Андреева И.А. Общественные формирования в системе обеспечения общественного порядка в муниципальных образованиях // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2010. No 12. С. 46–50.

Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография. М., 2018. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Конституционный правопорядок как условие развития гражданского общества современной России // Современное право. 2018. No 12. С. 33–39.

Безруков А.В., Тепляшин И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования // Журнал российского права. 2021. No 1. С. 77–88.

Болдырев С.Н., Працко Г.С. Право, правовые законы и правопорядок // Юристъ-Правоведъ. 2018. No 4. С. 81–86.

Воронина Л.И., Патюков А.В. Участие граждан в охране общественного порядка: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/WvCtS.

Гугунский А.Н., Ильин П.О. К вопросу о правовых основах участия граждан в охране общественного порядка // Труды Академии управления МВД России. 2016. No 2. С. 21–24.

Наумова А.В. Правовые основы деятельности народных дружин в обеспечении охраны общественного порядка // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2016. No 3. С. 227–230.

Момджян К.Х. К типологии человеческих потребностей. Статья 2. Биосоциальная потребность в безопасности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2015. No 5. С. 77–89.

Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. 2018. No 2. С. 164–169.

Сенчук С.С. Теоретические проблемы социальной природы правопорядка // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. No 1. С. 226–229.

Скуратов Ю.И. Конституционная реформа в Российской Федерации (варианты развития конституционного процесса) // Вестн. Саратовской гос. юридической академии. 2018. No 3 (122). С. 53–55.

Черенков А.Н. Общественные организации правоохранительной направленности в России (возникновение и развитие) // Административное и муниципальное право. 2020. No 5. С. 60–72.

Черногор Н.Н., Пашенцев Д.А. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. 2017. No 8. С. 5–16.

(Footnotes)

1. Собрание законодательства Российской Федерации от 29 марта 2021 г. No 13 (часть I) ст. 2215.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. No 30. Ст. 4893.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. No 5. Ст. 518.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. No 15 (ч. I). Ст. 2170.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. No 47. Ст. 6626.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. No 31. Ст. 5002.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. No 40. Ст. 5540.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. No 13. Ст. 1918.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. No 37. Ст. 4940.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. No 12. Ст. 1267.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. No 40. Ст. 5049.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. No 20. Ст. 2416.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. No 30. Ст. 3378.

14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. No 11. Ст. 934.

15. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. No 5. Ст. 366.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.03.2021

Принята к публикации: 12.03.2021

Дата публикации в журнале: 12.03.2021

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционный правопорядок, обеспечение конституционного правопорядка, органы публичной власти, общественность, общественные формирования, общественный контроль

Доступно в on-line версии с: 30.06.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2021