ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии

Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии

Аннотация

Развитие российской киноиндустрии способно оказать значительное влияние на повышение привлекательности регионов страны. Однако этот культурный ресурс освоен на региональном уровне недостаточно по сравнению с существующими мировыми практиками, что актуализирует исследование данной проблемы. Целью статьи является рассмотрение возможных направлений взаимодействия организаций кинопроизводства, кинопродвижения, кинопоказа и регионов России по формированию, развитию и использованию партнерских ресурсов. Использование ресурсов кинематографа как на уровне производства, так и на уровне проката, способно повысить привлекательность среды региона по различным направлениям. Участие региональных бюджетов, местного бизнеса на всех этапах кинопроцесса создают дополнительные условия как для производства и проката кино, так и для социально-экономического развития региона. Возможный эффект этих процессов является пока недооцененным для повышения инвестиционной привлекательности, региональной конкурентоспособности за счет повышения уровня узнаваемости и формирования идентичности городов. Создание более комфортной культурной и сервисной среды благодаря фактору привлечения хозяйствующих субъектов киноиндустрии требует разработки специальных подходов. Рассматривается специфика использования ресурсов региональных кинокомиссий и региональных сервисных компаний как экономических и институциональных агентов киноиндустрии при производстве кинопродуктов. Использование региональных кинофестивалей как потенциальных и реальных событий по продвижению образа самих регионов способствует повышению привлекательности имиджа территории и их локаций. Разрабатывается концепция по влиянию киноотрасли на формирование позитивного узнаваемого имиджа регионов. Предложенный универсальный алгоритм может быть использован при разработке стратегии по развитию, продвижению и реализации региональных программ в сфере культуры, туризма и образования, основанных на принципах национальной и региональной идентичности.

Литература

Аракелян А.М. Формирование условий повышения инвестиционной привлекательности киноотрасли в России // Сервис PLUS. 2016. Т. 10. № 2. С. 74–78.

Алексеева П.А. Покитко В.В. Основные направления совершенствования системы государственной поддержки кинематографии // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 68–78.

Белова Е.Д. Территориальные различия в уровне развития киноиндустрии стран мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2018. № 1. С. 57–65.

Власова М.Ю. Культурное наследие и искусство как составляющая брендинга городов // Известия УрГЭУ. 2011. № 6 (38). С. 56–61.

Горячева Т.А. Устойчивое развитие старопромышленных городов и регионов // Транспортное дело России. 2005. № 5. С. 154–156.

Ивонинский А.Н. Социальная диверсификация предприятий кинопоказа // ПСЭ. 2015. № 2 (54). С. 398–400.

Лайков А.Ю. Кинобизнес в России: ограничения и риски развития // Менеджер кино. 2010. № 2. С. 30–35.

Кокорин А.М. Формирование базовых принципов экономической безопасности в киноиндустрии (часть I) // Государственное управление. Электронный вестн. 2018. № 71.

Кокорин А.М. Формирование базовых принципов экономической безопасности в киноиндустрии (часть II) // Государственное управление. Электронный вестн. 2019. № 73.

Колобова Е.Ю. Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал. 2017. № 2. С. 155–164.

Котлер Ф. и др. Маркетинг мест СПб., Стокгольм: Школа Экономики, 2005. 367 с.

Леонтьева Л.С. Совокупная организационная культура (региональный аспект). Моск. междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт), Ин-т гос. и муницип. упр. МУБиНТ, 2004.

Леонтьева Л.С., Воронов А.С., Доронина И.Э. Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона / Под ред. Л.С. Леонтьева, А.С. Воронов, И.Э. Доронина // Государственное управление. Электронный вестн. 2018. № 67. С. 203–222.

Молчанова Н.П. Финансирование кинематографии как высокорискового вида деятельности // Вестн. ВГИК 2018. № 2 (36). С. 108–119.

Огурчиков П.К. Управление рисками в российском кинобизнесе // Вестн. ун-та ГУУ. 2013. № 2. С. 77–84.

Сидорова А.Д. Роль маркетинга в деятельности малых и средних предприятий на основе комплексного изучения рынка киноиндустрии // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2015. № 3. С. 163–175.

Смолокуров Е.В. Тенденции и проблемы развития киноиндустрии в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 38–44.

Тевелева О.В., Татарников А.С. Зарубежный и отечественный опыт финансирования кинопроизводства и диверсификации рисков при инвестировании в кино // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 40 (178). С. 32–40.

Хитрова Е.М. Методы оценки регионального риска и управления им // Известия БГУ. 2008. № 2 (58). С. 56–59.

Шевченко Д.А. Киномаркетинг — теория и практика продвижения // Практический маркетинг. 2012. № 12 (202). С. 3–1.

Россия переживает бум провинциального кино // Взгляд. 2017. URL: https://vz.ru/culture/2017/12/28/901706.html

Союз кинематографистов России составил рейтинг состояния кинематографии в регионах РФ // Союз Кинематографистов Российской Федерации, 2016. URL: https://unikino.ru/regions-rating-cinema-2016/ 

Приказ Министерства культуры России 07.02.2019 «Об основных принципах государственной поддержки кинопроизводства в 2019 г.».

О государственной поддержке кинематографии №126-ФЗ от 26 августа 1996 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/

Постановление Правительства от 26 января 2016 г. № 38 «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии». URL: https://base.garant.ru/71316708/

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.07.2019

Принята к публикации: 12.08.2019

Дата публикации в журнале: 12.09.2019

Ключевые слова: киноиндустрия, ресурсы киноиндустрии, региональное кино, региональные риски киноиндустрии, региональные кинокомиссии, рибейты, региональные кинофестивали, сервисные кинокомпании, имидж региона

Доступно в on-line версии с: 30.09.2019

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2019