ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Теоретико-методологические основы непрерывного образования

Теоретико-методологические основы непрерывного образования

Аннотация

Сегодня термин «непрерывное образование» не имеет универсального определения: существует несколько десятков его определений в отечественной и зарубежной литературе, в которых природа непрерывного образования сводится к его трактовке либо как образовательной системы, либо как процесса. Кроме этого в научной литературе существует несколько подходов к определению сущности непрерывного образования, каждый из которых ставит в центр анализа проблемы определенный аспект непрерывного образования, на основе которого выстраиваются соответствующие теории. В статье с термином «непрерывное образование» соотнесены концепты «обучение на протяжении всей жизни», «образование взрослых», «непрерывное профессиональное образование», «дополнительное образование», определена их внутренняя сущностная взаимосвязь.

Литература

Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы), Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2001.

Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». URL: http:// .altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_11/istpedan.htm

Будущее образования: глобальная повестка. Краткое изложение результатов Reengineering futures. Skoltec, 2018. 208 с.

Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 47–54.

Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 17–18.

Горшкова В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 176–180.

Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Утвержден Приказом Минобразования России от 01.08.2000 № 2370.

Делор Ж., Образование: необходимая утопия, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», Москва. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf

Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестн. ТГПУ. 2009. № 7. С. 106–109.

Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014.

Лобанов Н.А., Наумов Д.И. Непрерывное образование в контексте становления креативной экономики // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 3. С. 45–55.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://znanie.org/docs/ memorandum.html

Нестеров А.Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. № 5.

Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний, СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. С. 108–115.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «Об образовании в Российской Федерации», статья 10, п. 2, 6.

Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3.

Biemans H.J.A., Bruijn E., Boer P.R., Teurlings C.C.J. Differences in design format and powerful learning environment characteristics of continuing pathways in vocational education as related to student performance and satisfaction // Journal of Vocational Education & Training. 2013. № 65. T. 1. P. 108–126.

Faure E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow. Paris: UNESCO, 1972.

Handbook of Lifelong Learning for Sustainable Development / Ed. Filho L.W., Mifsud M., Pace P. Springer International Publishing. 2018. 376 p.

Hanushek E.A., Wosmann L. The Role of Education Quality in Economic Growth: World Bank Policy Research WP. 2007. № 4122.

Jarvis P. Towards a Comprehensive Theory of Human Learning. London: Routledge. 2006. 232 p.

Kraiger K., Wolfson N. Assessing Learning Needs and Outcomes in Lifelong Learning Support Systems // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Ed. M. London. 2011. P. 441–471.

London M. Lifelong Learning: Introduction // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Edi. М. London. 2011. P. 3–11.

Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning Paris: Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), 1973.

Second International Handbook of Lifelong Learning. Part One / Ed. Aspin D.N., Chapman J., Evans K., Bagnall R. Springer International Publishing, 2012. 958 p.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.05.2019

Принята к публикации: 12.06.2019

Дата публикации в журнале: 12.07.2019

Ключевые слова: непрерывное образование, обучение на протяжении всей жизни, образование взрослых, непрерывное профессиональное образование, дополнительное образование

Доступно в on-line версии с: 30.06.2019

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2019