ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Кадры XXI века: умение учиться как обязательное условие непрерывного образования

Кадры XXI века: умение учиться как обязательное условие непрерывного образования

Аннотация

Стремительное устаревание навыков и знаний определяет необходимость постоянного переобучения, повышения квалификации и освоения новых технологий. Объем и сложность усвоенного материала больше не являются главной ценностью обучения, на первый план выходит развитие когнитивных способностей, которые можно объединить под общим понятием «умение учиться».

В статье анализируется «умение учиться» в контексте различных методологических подходов, отличающихся как по содержанию включаемых в состав данного навыка компонентов, так и по трактовке основных условий их формирования. В первом подходе формирование умения происходит через раскрытие учащимся структуры «умения учиться». Во втором подходе данное умение формируется в процессе решения практических или исследовательских задач. Третий подход к формированию «умения учиться» предполагает изменение содержания обучения и формы взаимодействия участников учебного процесса в сторону формирования учебного сотрудничества. До сих пор не было проведено исследований, достоверно доказывающих неизменное преимущество того или иного метода в контексте формирования «умения учиться».

В статье «умение учиться» рассматривается как симбиоз самодисциплины, настойчивости, мотивации, навыков работы с информацией, скорочтения, способностей критически мыслить, концентрировать внимание и рефлексировать. Значительное внимание уделяется понятийно-терминологическому аппарату «умения учиться».

Литература

Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.

Добрякова О.В., Юрченко Е.Г. Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Ильясов И.И., Хижнякова Е.В. Сравнительная эффективность двух подходов к познавательному развитию школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 20–27.

Исследование BCG «Массовая уникальность: глобальный вызов в борьбе за таланты». 2019. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/228999

Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.

Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 78. 2020. С. 229–244.

Сиднева А.Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 1. С. 37–47.

Сиднева А.Н. Сравнительный анализ подходов к содержанию и формированию умения учиться: Дисс.... канд. психол. наук. М., 2010.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Федоренко О.А. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании // Критическая рефлексия как способ повышения качества профессионального педагогического развития. 2016. С. 298–301.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Сер. Психологическая наука — школе. М.: Просвещение, 1991.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.

Anjum N. Learning to Learn // The International Journal of Indian Psychology. 2016. P. 102–114.

Bailey D., Koney K. Strategic Alliances among Health and Human Services Organizations: From Affiliations to Consolidations. Thousand Oaks: Sage Publications, 2000.

Biggs J. Teaching for Quality Learning at University: What the Student Does. Open University Press, 1999.

Bonnet G., Svecnik E., Hautamäki J., Trosseille B., Fischer C., Meijer J.,

James M. Final Report of the Learning to Learn Expert Group to The European Commission. Paris/Brussels/Ispra: DG EAC A6, 2006.

Deakin C., Broadfoot R., P., Claxton G. What is the ELLI Research Project? // ELLI online. 2006.

Georghiades P. The Role of Metacognitive Activities in the Contextual Use of Primary Pupils’ Conceptions of Science / Res Sci Educ 36. 2006. P. 29–49.

Goia D. Learning to learn: Guide of activities in schools. Romania: Institute of Educational Sciences, 2010.

Griffiths M., Tann S. Using reflective practice to link personal and public theories // J. Educ. Teaching. 1992. P. 69–84.

Grow G. Teaching learners to be self-directed / Adult Educ. Quart. 1991. P. 125–149.

Hautamäki J., Arinen P., Niemivirta M. J., Eronen S., Hautamäki A., Kupiainen S., Scheinin P. Assessing Learning-to-Learn: A Framework. Helsinki: Centre for Educational Assessment, Helsinki University, 2002.

Hoskins B., Fredriksson U. Learning to learn: What is it and can it be measured? Luxembourg: European Communities, 2008.

Tsasis P., Evans J. M., Rush L., Diamond J. Learning to Learn: towards a Relational and Transformational Model of Learning for Improved Integrated Care Delivery // Administrative sciences. 2013. P. 9–31.

Veenman M., Hout-Wolters B., Van, Afflerbach P. Metacognition and learning: conceptual and methodological considerations // Metacogn. and Learn. 2006. P. 3–14.

Zukas M., Dillon P., Kulkki S., Stern E. Research Programme on Life as Learning (LEARN) 2002–2006, Evaluation Report // Publication of the Academy of Finland. 2009.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.04.2021

Принята к публикации: 12.04.2021

Дата публикации в журнале: 12.04.2021

Ключевые слова: умение учиться, непрерывное образование, персонализация обучения, когнитивные навыки, образование будущего

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2020