ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Становление и развитие проектного управления на федеральном уровне в России

Становление и развитие проектного управления на федеральном уровне в России

Аннотация

Внедрение проектного управления в РФ идет уже длительное время, но со значительными трудностями, возникающими, в частности, из-за отсутствия анализа причин успехов и неудач при реализации приоритетных и национальных проектов. Целью данной статьи является разработка методологии оценки успешности проектного управления на федеральном уровне. Использованы количественные (нормирование, расчет темпов прироста показателей, корреляционный анализ, статистический анализ) и качественные методы (классификация, бенчмаркинг, сравнительно-правовой анализ). Выделены три периода внедрения проектного управления на федеральном уровне (2006–2013, 2016–2018 и 2019–2024 гг.), определены их сходство и специфика. Доказано постепенное приближение структуры проектов к «классическим» стандартам проектного менеджмента (PMBoK, PRINCE и др.) и рост уровня их зрелости. В первый период проекты инициировались преимущественно в кризисных отраслях, а в последний — в успешных. При этом выявлена стагнация развития проектного управления: приоритизация проектов недостаточно учитывает ожидания населения; значительная часть целей проектов не подлежит статистической оценке и слабо интегрирована с государственными программами; цели проектов излишне амбициозны и слабо соотносятся с трендами развития отраслей. Предложена модель оценки успешности проектного управления на федеральном уровне, а также набор мер по совершенствованию проектного управления. Выводы интегрированы в актуальную научную дискуссию.

Литература

Аганбегян А.Г. Для выхода из стагнации нужны коренные изменения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 3. С. 28–39.

Алтухова Н.Ф., Васильева Е.В., Славин Б.Б. Концепция нового подхода к управлению проектами в деятельности государственных служащих // Бизнес-информатика. 2016. № 4. С. 60–69.

Артюхин Р.Е. Национальные проекты — качественно новый уровень ответственности государства // Государственная служба. 2020. № 1. С. 70–72. 

Блинова Т.В. Аудит реализации национальных целей // Государственная служба. 2020. № 1. С. 79–81.

Бондарева Н.Н., Комков Н.И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов // Модернизация. Инновации. Развитие. 2019. № 3. С. 369–379.

Бухвальд Е.М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2. C. 50–54.

Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти  // Управленческие науки. 2016. №  4. С. 44–52.

Гончаров А.И., Деребизова С.А. Совершенствование учета программно-целевых ассигнований федерального бюджета в национальных проектах // Финансы и кредит. 2009. № 19. С. 22–27.

Запорожан А.Я. К вопросу о реализации национальных проектов // Управленческое консультирование. 2019. № 5. С. 18–23.

Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов  // Вестн. Евразийской науки. 2019. № 1. С. 1–12.

Иноземцев В.Л. Экономика и политика глобализации: уроки прошлого для настоящего и будущего // Век глобализации. 2019. № 2. С. 3–15.

Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. № 1. С. 37–44.

Кудрин А.Л. Тезисы доклада на Петербургском международном экономическом форуме // Коммерсант. 2019. 6 июня.

Мирошников С.Н., Чаркина Е.С., Бибиков А.А., Петрова Е.Ю., Рухуллаева О.В. Модернизация государственных программ с учетом проектного управления // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1. C. 158–166.

Никулина И.Е., Николаенко В.С. Становление и развитие концепций управления проектами и риск-менеджмента // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 195–210.

Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад. М.: ИЭ РАН, 2017. 54 c.

Якимова М.Н., Красильников Д.Г. Специфика проекта государственно-административной сферы // Искусство управления. 2018. № 3. С. 380–395.

Boskin M.J. Paul Samuelson’s Contributions to Public Economics // Paul Samuelson. L.: Palgrave Macmillan, 2019. Р. 497–519.

Braun Binder N., Krimmer R., Fischer D.-H., Wenda G. International Standards and ICT Projects in Public Administration: Introducing Electronic Voting in Norway, Estonia and Switzerland Compared // Halduskultuur. 2019. Vol. 19. No 2. P. 8–22.

Fitsilis P., Chalatsis T. Adoption of Project Management Practices in Public Organizations // iBusiness. 2014. No 6. P. 131–142.

Gasik S. National public projects implementation systems: How to Improve public projects delivery from the country level // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 226. P. 351–357.

Hagemann H., Seiter S., Wendler E. (eds.). The Economic Thought of Friedrich List. London: Routledge, 2019. 256 p.

Jałochaa B., Kraneb H.P., Ekambaram A., Prawelska-Skrzypekd G. Key competences of public sector project managers // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. No 119. P. 247–256.

Kossova T., Sheluntcova M. Evaluating performance of public sector projects in Russia: The choice of a social discount rate // International Journal of Project Management. 2016. Vol. 34. No 3. P. 403–411.

Lingxiao W., Peculea A.D., Xu H. The relationship between public expenditure and economic growth in Romania: Does it obey Wagner’s or Keynes’s Law? // Theoretical & Applied Economics. 2016. Vol. 23. No 3. P. 41–52.

Mau V.A. Global trends and national goals: Russia approaches a new model of economic growth // Russian Journal of Economics. 2019. Vol. 5. No 1. P. 27–45.

Perroux F. The pole of development’s new place in a general theory of economic activity. In: Regional economic development. London: Routledge, 2017. P. 48–76.

Pūlmanis E. Micro-economical aspects of public projects: impact factors for project efficiency and sustainability // Project Management World Journal. 2015. Vol. IV, Issue VI. P. 1–15.

Sedrakyan G.S., Varela-Candamio L. Wagner’s law vs. Keynes’ hypothesis in very different countries (Armenia and Spain) // Journal of Policy Modeling. 2019. Vol. 41. No 4. P. 747–762.

Taylor M., Kukina I. Planning History in and of Russia and the Soviet Union // The Routledge Handbook of Planning History / ed. by C. Hein. L.: Routledge, 2017. P. 192–207.

Williams T., Hang Vo, Bourne M., Bourne P., Cooke-Davies T., Kirkham R., Masterton G., Quattrone P., Valette J. A cross-national comparison of public project benefits management practices–the effectiveness of benefits management frameworks in application // Production Planning & Control. 2019. No 9. P. 1–16.

Žurga G. Project management in public administration. TPM  — Total Project Management maturity model. The case of Slovenian public administration // Transylvanian Review of Administrative Sciences. 2018. No 5. Р. 144–159


Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 12.04.2021

Принята к публикации: 12.04.2021

Дата публикации в журнале: 12.04.2021

Ключевые слова: проектное управление, приоритетный проект, национальный проект, закон Вагнера, оценка эффективности, приоритизация, целевой показатель, федеральное статистическое наблюдение

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2020