ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Цифровое взаимодействие граждан и государства: оценка результативности с позиции граждана

Цифровое взаимодействие граждан и государства: оценка результативности с позиции граждана

Аннотация

В статье представлены результаты социологических опросов, направленных на выявление оценки гражданами результативности их цифрового взаимодействия с государством. Опросы проведены РАНХиГС в 2022 и 2023 гг. Основным показателем результативности такого взаимодействия является уровень удовлетворенности граждан использованием цифровых технологий при взаимодействии с государственными органами и учреждениями. В ходе опроса осуществлялся сбор данных по восьми выделенным направлениям (целям). Это отличает полученные результаты опросов от существующих административных и статистических данных, используемых для оценки удовлетворенности граждан цифровым взаимодействием с государством, которые характеризуют, как правило, лишь предоставление в электронном виде госуслуг. В статье оценка гражданами результативности цифрового взаимодействия варьируется в зависимости от его цели. Показано, что по 7 из 8 рассмотренных целей взаимодействия с государством, удовлетворенность граждан использованием цифровых форматов превышает 55%. По сравнению с 2022 г. наблюдается
положительная динамика уровня удовлетворенности.

Литература

Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Артамонов Р.Е., Титов Э.А. Оценка цифровой готовности населения России. [Текст] XXII апр. междунар. науч. конф.
по проблемам развития экономики и общества. Москва, 13–30 апр. 2021 г.
Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы
экономики, 2021. 86 с.
Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Дистанционное обучение — дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в
России. 2022. Т. 1. № 1. С. 89–97.
Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Цифровизация: новые риски для людей с инвалидностью. Постановка проблемы. Цифровая социология // Digital
Sociology. 2021. 4 (3). С. 44–52.
Проказина Н.В. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии. Цифровая социология // Digital Sociology. 2021.
4 (3). С. 36–43.
Рогозин Д.М. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19:
методология административного опроса преподавателей и студентов вузов.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации. М.: Дело. 2021. 295 с.
Этика и «цифра»: от проблем к решениям / под ред. Е.Г. Потаповой,
М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.
Al-Muwil A., Weerakkody V., El-Haddadeh R., Dwivedi Y. Balancing Digital-By-Default with Inclusion: A Study of the Factors Infl uencing E-Inclusion in the UK // Information Systems Frontiers. 2019. No. 21 (3). P. 635–659.
Belyi V.A., Chugunov A.V. E-Government Services Introduction Eff ects in the
COVID-19 Pandemic: 2020–2021 Surveys Results. CEUR Workshop Proceedings.
2021. Vol. 3066. P. 147–155. URL: http://ceur-ws.org/Vol-3066/spaper3.pdf
Dobrolyubova E.I. Evaluating digital government performance using surveys:
international literature review and prospects for the future research // Public
Administration Issues. 2022. Vol. 5. P. 152–181. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-
0-5-152-181
Zheng Y., Schachter H.L. Explaining Citizens E-Participation Use: the Role
of Perceived Advantages // Public Organization Review. 2017. No. 17. P. 409–428.
Kaiser T., Gadár L. Survey data on the attitudes towards digital technologies
and the way of managing e-governmental tasks // Data in Brief. 2023. Vol. 46. Art.
108871. https://doi.org/10.1016/j.dib.2022.108871
Lin C.H., Shih H.Y., Sher P.J. Integrating technology readiness into technology
acceptance: Th e TRAM model // Psychology & Marketing. 2007. Vol. 24 No. 7.
P. 641–657.
Rogers E.M. Diff usion of innovations (1st ed.). NY: Free Press of Glencoe, 1962.
Tassabehji R., Hackney R., Maruyama T. Evaluating digital public services:
A contingency value approach within three exemplar developing countries //
Information Technology and People. 2019. Vol. 32. No. 4. P. 1021–1043.
Скачать в формате PDF

Поступила: 13.10.2023

Ключевые слова: государственное управление; оценка; результативность; цифровизация; цифровое взаимодействие; цифровая зрелость

DOI Number: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-82-97

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2024