ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов

Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов

Аннотация

В статье приведены результаты анализа деятельности 201 российского вуза на основе анкетирования в информационно-аналитической системе «Мониторинг» Минобрнауки России относительно стратегических задач национальной и молодежной политики страны:
гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве, повышения уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде. Выявлено, что в абсолютном большинстве вузов ведется работа, направленная на
гармонизацию межнациональных отношений среди студентов, повышение качества их адаптации процессов к новым условиям проживания и обучения. В 64,7% обследованных вузов есть Клуб интернациональной дружбы (КИД) или сообщество с иным названием, позиционирующее себя по своей деятельности как КИД. Основное внимание в деятельности
КИД обращено на студентов, прибывших из других государств и, следовательно, на выстраивание межнационального диалога международного уровня. Проблематика межнациональных отношений среди студентов представителей народов России затрагивается гораздо реже. Практически отсутствует тема межконфессионального взаимодействия. Проводимые мероприятия сконцентрированы в основном на задачах обеспечения кросс-культурных коммуникаций, а также помощи иностранным студентам. Делается вывод о том, что в вузах уже имеется крепкое подспорье для работы по гармонизации межэтнических отношений, при этом в условиях обострения геополитической обстановки студенческим организациям необходимо усилить внимание к задаче повышения уровня согласия среди представителей народов России, укрепления единства российской нации.

Литература

Артюхин О.А., Иванова Л.Л. Практическая деятельность вузов по ор-
ганизации системы противодействия радикальной и иной деструктивной
идеологии в молодежной среде // Государственное и муниципальное управ-
ление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 172–177. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-
1-3-172-177
Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Особенности инте-
грации иностранных студентов в полиэтническую образовательную среду
вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.
С. 39–42.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М. : Рус. яз., 1990. 246 с.
Волков Ю.Г., Гурба В.Н., Гуськов И.А. Социокультурный габитус граждан-
ской идентичности учащейся молодежи: факторы формирования в условиях
неопределенности российского общества // Гуманитарий Юга России. 2022.
Т. 11. № 6. С. 59–74. DOI: 10.18522/2227-8656.2022.6.3
Всероссийская стратегическая студенческая сессия по укреплению граж-
данской идентичности // Ректор ВУЗа. 2023. № 8. С. 36–39.
Вятлев Д.Н., Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., Сайкин А.В. Клубные объеди-
нения в современном университете как средство патриотического и интер-
национального воспитания молодежи // Вестник педагогических наук. 2021.
№ 2. С. 34–40.
Дадаева Т.М. Образование, историческая память и гражданская идентич-
ность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов
Республики Мордовия) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитар-
ной науки и образования. 2020. Т. 20. № 1 (49). С. 41–64. DOI: 10.15507/2078-
9823.049.020.202001.041-060
Карпенко А.В. Внеаудиторная работа с обучающимися как средство рас-
ширения межкультурной компоненты (из опыта работы) / А.В. Карпенко,
Г.А. Гольдберг // Конвергентные технологии ХХI: вариативность, комбина-
торика, коммуникация: Материалы II Международной междисциплинарной
научной конференции. Симферополь, 2017 г. / Под общей редакцией А.Д. Пе-
тренко. Симферополь: ООО «Антиква», 2018. С. 196–200.
Куц Л.Г. Клубы интернациональной дружбы как центры в опыте рос-
сийской школы // Академический вестник Института образования взрослых
Российской академии образования. Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 58–62.
Милосердова Е.М., Самородова Т.В. «Русский клуб» как метод лингвокультурной адаптации иностранных студентов в условиях языковой среды // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2021. Т. 26.
№ 192. С. 87–95. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-87-95
Прилепский П.А., Буров А.С. Технологии внешнего влияния на политику
Российской Федерации в контексте специальной военной операции на Украине // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство
и общество). 2023. Т. 20. № 2. С. 126–140. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-
2023-2-126-140
Разов П.В., Скворцов Н.Г. Молодежные общественные организации в ре-
гиональном социуме как ресурс консолидации российского общества // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 1. С. 26–38. DOI: 10.18522/2227-8656.2023.1
Руденко Ж.А. Внеаудиторная работа по формированию межкультурной
компетенции у иностранных студентов: из опыта работы педагога-практика /
Ж.А. Руденко // Гуманитарная парадигма. 2022. № 1 (20). С. 88–97.
Савельева Т.В. Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности / Т.В. Савельева // Неофилология. 2023. Т. 9.
№ 3 (35). С. 677–687. DOI: 10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687
Шаповалов С.Н. Формирование государственных праздников современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 20–26.
Скачать в формате PDF

Поступила: 30.07.2023

Ключевые слова: клуб интернациональной дружбы; межнациональные (межэтнические) отношения; внеаудиторная работа со студентами; иностранные студенты; национальная политика; молодежная политика

DOI Number: 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-4-158-176

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023