ISSN 2073-2643
En Ru
ISSN 2073-2643
К вопросу о преобразовании закрытых административно-территориальных образований в федеральные территории

К вопросу о преобразовании закрытых административно-территориальных образований в федеральные территории

Аннотация

В статье предлагается оценить возможные последствия преобразования ЗАТО в федеральные территории. Автор приходит к следующим выводам. Придание ЗАТО статуса федеральной территории позволит более точно определить его место в территориальном устройстве России, устранив ныне существующую двойственность правовой природы (как административно-территориального и как муниципального образования). Выход территории ЗАТО из состава территории субъекта РФ позволит решить проблему с несовпадением границ ЗАТО и регионов,
но порядок создания, преобразования и упразднения ЗАТО существенно не изменится. В рамках федеральной территории закрытого типа появится возможность сформировать абсолютно новую систему государственных органов. Автор предлагает создать единую централизованную систему,
управляемую главой ЗАТО, подотчетным профильному ведомству. При этом территориальные органы федеральных органов власти могут быть сохранены на территории ЗАТО только при необходимости. В части организации местного самоуправления предлагается отказаться от тождества территории ЗАТО и территории муниципального образования. Можно либо создать более мелкие муниципальные образования внутри федеральной территории закрытого типа, либо полностью отказаться от конструкции муниципального образования, финансируя деятельность
органов местного самоуправления за счет бюджета федеральной территории. В завершение автор приходит к выводу, что федеральная территория закрытого типа способна более эффективно обеспечить особый режим безопасного функционирования организаций и объектов.

Литература

Абдулманапов С.Г., Меджидов З.У. Перспективы социально-экономиче-
ского развития населенных пунктов с особым статусом // Вестник Челябин-
ского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 12–19.
Васильева Н.В., Праскова С.В., Пятковская Ю.В. Конституционный ста-
тус федеральных территорий в России: теоретические основы законодатель-
ного регулирования // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 1. С. 124–140.
Дворядкина Е.Б. Межбюджетные трансферты в структуре бюджетов за-
крытых атомных городов — территорий новой индустриализации: эмпириче-
ское исследование // Известия Байкальского государственного университета.
2018. Т. 28. № 2. С. 186–200.
Зернов И.В. Публично-правовое образование — новая конституционная
парадигма // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство»
2021. Т. 9. № 2 (34). С. 124–133.
Ковалевская Н.Ю. Агломерация как форма привлечения инвестиций в
проекты развития территорий // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 3.
Ковальчук Л.Б. Создание территорий опережающего развития в Забай-
калье: проблемы и перспективы // Известия Байкальского государственного
университета. 2019. Т. 29. № 3. С. 491–498.
Кузнецов В.Н. Перспективы создания в закрытых административно-тер-
риториальных образованиях Урала территорий опережающего социально-
экономического развития // Урал — XXI век: регион опережающего развития /
Под ред. Я.П. Силина. Екатеринбург, 2016. С. 64–69.
Лексин И.В. Территориальная основа российской государственности: ре-
зультаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых
преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 10.
С. 37–45.
Лексин И.В. Территориальное устройство России: Конституционно-
правовые проблемы. М.: ЛЕНАНД, 2014. 432 с.
Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы
реализации конституционных нововведений // Конституционное и муници-
пальное право. 2021. № 8. С. 28–33.
Медведев Ж.А. Взлет и падение «большой» советской науки // Свободная
мысль. 1993. № 5. С. 20–31.
Михеева И.В., Логинова А.С. Запреты пропускного режима закрытого
административно-территориального образования: «нарушения и наказания»
в практике нормотворчества // Вестник Костромского государственного уни-
верситета. 2016. Т. 22. № 4. С. 212–217.
Праскова С.В. Российская модель территориальной организации: к во-
просу о наличии федеральных территориальных единиц // Академический
юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 13–25.
Праскова С.В. Характер вхождения федеральных территорий в состав
территории российской федерации: текущие тенденции законодательной
политики // Академический юридический журнал. 2022. Т. 23. № 2 (88).
С. 135–144.
Роготень Н.Н. Социально-экономическая ситуация в населенных
пунктах, имеющих особый статус (часть 1) // Социальные отношения.
2016. № 3 (18). С. 70–77.
Файков Д., Байдаров Д. Закрытые административно-территориальные
образования: новые задачи и необходимые трансформации // Федерализм.
2014. № 1 (73). С. 87–98.
Файков Д.Ю. Закрытые административно-территориальные образова-
ния. «Атомные» города: монография. Саров, 2010. 269 с.
Худякова И.В. Понятие и признаки закрытого административно-терри-
ториального образования // Регионология. 2004. № 3 (48). С. 13–18.
Скачать в формате PDF

Поступила: 19.07.2023

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование; закрытая территория; федеральная территория; организация публичной власти; местное самоуправление

DOI Number: 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-4-40-65

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023